«В кратчайшие сроки надо создать схему размещения мелкорозничной сети с точечной дислокацией каждого объекта, с учетом транспортной логистики и удобства покупателей», — заявил новый столичный градоначальник. Предполагается, что схема будет готова к маю 2011 года, в течение месяца будет подготовлено законодательное обоснование, а за пару месяцев разработан типовой проект киосков для мелкорозничной торговли. «После подготовки работ по схеме размещения объектов торговли надо провести торги по свободным участкам, в соответствии со схемой», — отметил Собянин.
Если некоторые участки будут совпадать с действующими объектами, то приоритет в их дальнейшей работе должен остаться у действующих владельцев палаток, «но с учетом новых требований», пояснил мэр.
Вся эта работа ведется для удобства жителей города, а не для «галочки», заверил Собянин: мелкорозничная сеть «играет большую роль в обеспечении торговлей многих микрорайонов», особенно там, где нет магазинов «шаговой доступности», но сейчас киоски и палатки размещены хаотично, непродуманно, мешают транспорту и пешеходам, с нарушением санитарных норм и превратили в «шанхай» центр города».
Кампания по приведению столицы в божеский вид посредством демонтажа киосков стартовала неделю назад. На начало месяца в Москве насчитывалось более десяти тысяч палаток. К новому году останется не более 30% палаток, отмечает председатель всероссийского объединения «За честный рынок» Илья Хандриков.
Бизнесмены жалуются в прокуратуру Москвы и Федеральную антимонопольную службу. «Мы насчитали три нарушения статей Конституции — право на труд, право на предпринимательство и право на собственность», — отмечает Хандриков. По неофициальным данным, в сносимых киосках, павильонах и палатках работают до 20 тысяч человек. «Мелкой розницы не будет: на сегодняшний день правительством Москвы заявлена программа её уничтожения», — считает Хандриков. Нет сомнения, что снос ларьков серьезно ударит по малому бизнесу, соглашается и председатель Российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса Александр Попов.
Из слов Собянина следует, что даже если предпринимателю удастся сохранить торговую точку, то в любом случае придется потратиться на новый павильон, соответствующий новому утвержденному стандарту.
Впрочем, столичные чиновники ежегодно кардинально меняют требования к типу и размещению палаток, отмечает Попов. Возвести один ларек, по его словам, стоит минимум два миллиона. Правда, признал эксперт, все затраты окупаются в течение 6–7 месяцев. «Но зачем же именно сносить палатки?» — недоумевает он по поводу нынешних действий московского правительства.
Вся эта кампания направлена на то, чтобы по-новому поделить рынок, подозревают предприниматели.
«ФЗ 209 об основах регулирования торговой деятельности гласит, что схемы размещения мелкорозничной торговли разрабатывают органы местного самоуправления, — говорит Надежда Баранова, содержащая овощной киоск. — Но на деле этим занимается управа и чиновники – разрабатывают схемы без согласования с бизнесменами. Мы даже не знаем, как выглядят эти схемы и где они находятся: их от нас прячут». Но, если их обнародовать, можно обнаружить много интересного, догадывается предприниматель. В частности, некая компания «Коллекторское агентство» в Восточном округе, по ее словам, выиграла подряд 30 тендеров и чем только не торгует – от овощей до воздушных шаров.