Сергей Собянин сменил руководителя Мосгорзаказа, департамента с годовым бюджетом порядка 200 млрд рублей. Его возглавит Андрей Бочкарев, сказали «Газете.Ru» московские чиновники. По данным одного из источников, Бочкарев работал в энергетической корпорации Fortum. До последнего времени одно из ключевых ведомств городского правительства возглавляла Марина Гребнева.
Андрей Бочкарев занимает пост вице-президента российского подразделения энергетического концерна Fortum по инвестициям. Ранее он отвечал за инвестиции и зарубежные проекты «Русала». Топ-менеджер закончил Тюменский инженерно-строительный институт и работал в Ханты-Мансийском округе, в частности курировал проект строительства Няганской ГРЭС.
Новый мэр Москвы Сергей Собянин в 1993 году работал первым заместителем главы администрации Ханты-Мансийского автономного округа, а с 2001 года по конец 2005 года был губернатором Тюменской области.
В пресс-службе Fortum заявили, что «не обладают информацией о возможном переходе Андрея Бочкарева в правительство Москвы». О том же сказали его личный ассистент и помощник вице-президента Fortum по связям с общественностью.
Перестановки в департаменте начались за 4 месяца до назначения Сергея Собянина на пост мэра Москвы. В июне 2010 года пост руководителя Мосгорзаказа покинул Леонид Моносов. Чиновник перешел в госкорпорацию «Олимпстрой». Его заменила Марина Гребнева. Сразу после назначения Собянина из департамента с формулировкой «по собственной инициативе» ушел заместитель председателя Олег Коростин.
Назначение Андрея Бочкарева стало неожиданностью для сотрудников Мосгорзаказа, в том числе руководителей. В приемных Марины Гребневой и одного из ее заместителей «Газете.Ru» признались, что узнали о назначении «из интернета» и не имеют информации о новом руководителе. Официального представления Андрея Бочкарева в Мосгорзаказе не было. «Мы не знаем, когда его ожидать», — сетует сотрудник департамента. В пресс-службе правительства Москвы в первой половине дня отказались предоставить информацию о новом руководителе Мосгорзаказа.
Мосгорзаказ отвечает за реализацию капиталоемких социальных программ городского правительства — строительство жилья, капитальный ремонт зданий, обеспечение квартирами молодых семей, проект «Электронная Москва», строительство гаражей, создание социальных центров в формате «одно окно». Всего департамент курирует 16 целевых программ московского правительства. Объемы строительства социального жилья в Москве составляют порядка 1 млн кв. метров в год. В России за девять месяцев 2010 года было построено 33 млн кв. метров.
В 2009 году Мосгорзаказ фигурировал в сводках Министерства внутренних дел. Милиция объявила о раскрытии преступной группы, которая «действовала в структуре департамента городского заказа капитального строительства комплекса городского строительства правительства Москвы и в период с мая 2008 по май 2009 года успела незаконно получить и обналичить через криминальные каналы около 8 млрд рублей». По данным следствия, чиновники специализировались на вымогательстве и получении взяток у представителей коммерческих структур, принимающих участие в конкурсах по размещению государственного заказа.
Работой департамента интересовалась и Федеральная антимонопольная служба. Участники рынка жаловались на необоснованные решения в рамках строительных тендеров. ФАС не нашла нарушений в деятельности чиновников.
Мосгорзаказ важен для правительства Москвы, говорит директор Института конкурсных технологий Сергей Дашков. «В любой структуре, занимающейся размещением бюджетных средств, должен быть центр компетенции и ответственности», — говорит он. По оценке эксперта, состояние системы размещения госзаказа «в целом неудовлетворительно». «Считаю необходимым ее реформировать с точки зрения изменения нормативно-правой базы и менять принцип, когда воля начальника выше закона», — замечает он.
Руководитель пресс-службы Ассоциация электронных торговых площадок Роман Гоголев утверждает, что с момента создания департамента «на рынке появился мощный монополист, чьи функции состояли лишь в распределении городского заказа между застройщиками». «В итоге весь столичный бюджет был сосредоточен с одних руках, что потенциально могло стать источником проявления коррупции в правительстве Москвы», — сетует он, надеясь, что «структурные перестановки позволят говорить о том, что система руководства будет максимально приближена к тем механизмам, которые были созданы в правительстве России Сергеем Собяниным».