«Аэрофлот» готов ввести штрафные санкции за срыв поставок лайнеров двум поставщикам – Boeing и «Гражданским самолетам Сухого» (ГСС). «Сейчас штрафы за срыв поставки (самолетов Boeing 787 Dreamliner - «Газета.Ru») уже перевалили за $100 млн, это сумма, которая может быть предъявлена по истечении определенных условий, прописанных в контрактах», — сообщил заместитель генерального директора компании по финансовым инвестициям Шамиль Курмашов. Требования выплаты штрафов могут быть предъявлены в момент поставки самолетов, добавил он.
Не надеется получить до конца года «Аэрофлот» и самолеты Superjet-100. «Сухому» авиакомпания тоже готовится предъявить штрафные санкции. «Нет, они (самолеты Superjet-100 — «Газета.Ru») не готовы. Нам они нужны более чем, нужны под расписание, и у нас большие планы на них на следующий год. Они (ГСС — ИФ) могут поставить нам в декабре два самолета, но это будут самолеты, несоответствующие летным характеристикам», — признался Курмашов. Самолеты, которые готов поставить «Сухой», нужно дорабатывать. «Мы не будем принимать некондиционные самолеты, будем включать все штрафы. Они уже влетели на штрафы и продолжают влетать», — отметил Курмашов.
В Boeing претензии «Аэрофлота» пока не комментируют. Поставки 22 самолетов Boeing-787 Dreamliner в адрес «Аэрофлота» должны были начаться в 2014 году. По информации «Газеты.Ru», реально поступить в парк «Аэрофлота» самолеты смогут в 2016 году. Причина – двухлетняя задержка на этапе конструирования лайнера, связанная с укреплением крыла планера.
Получить комментарий в ГСС не удалось. Пресс-служба компании на звонки «Газеты.Ru» не отвечала. ГСС задерживает поставки широко разрекламированного лайнера SSJ-100 на два года. Основная причина – задержки с сертификацией двигателя. В материалах «Гражданских самолетов Сухого» указано, что за полтора года готовящийся к выпуску лайнер SSJ-100/95B потяжелел на несколько тонн, это привело к увеличению потребления топлива примерно на 10%.
Самолетостроительные программы предыдущих десяти лет имеют три одинаковые проблемы: увеличение веса, удорожание программы и срыв сроков, говорит руководитель аналитического отдела «Авиапорт» Олег Пантелеев. «По весу в среднем перебор от 8 до 12%, по срокам — от 6–8 месяцев до 2–2,5 лет», — сетует эксперт.
«Boeing честно рассказал о задержках, и поэтому многие заказчики отнеслись к этому с пониманием. «Сухой» оттягивал признание до последнего момента, засекретив информацию по SSJ-100, словно он какой-то боевой самолет», — добавляет редактор отраслевого портала «Авиа.Ru» Роман Гусаров. И к тому же суперсовременный Dreamliner в отличие от SSJ, в котором используются технологии сегодняшнего дня, произвел фурор еще до начала поставок, о чем свидетельствуют твердые контракты на 900 таких самолётов.
Жесткие претензии «Аэрофлота» Пантелеев связывает с приходом в авиакомпанию нового генерального директора Виталия Савельева. «Теперь перевозчик чаще отстаивает свои интересы с помощью юристов, в том числе в спорных вопросах многолетней давности», — говорит эксперт. В качестве примера он приводит возвращение «Аэрофлоту» $50 млн по «делу Березовского». Другой громкий иск был подан в адрес московского правительства и Юрия Лужкова, когда он занимал пост мэра Москвы. Авиакомпания требовала возместить ущерб из-за сокращения пассажиропотока, спровоцированного транспортным коллапсом во время перекрытия Ленинградки.
Конфликт с самолетостроительными корпорациями может быть элементом торга за преференции, не исключает Гусаров. Впервые штрафные санкции от «Аэрофлота» «Сухому» должны были последовать еще в 2008 году, вспоминает эксперт. Но тогда, в качестве компенсации и в обмен на отказ от предъявления претензий, «Аэрофлот» получил со стороны государства с подачи гендиректора «Сухого» Михаила Погосяна освобождение от уплаты 20% таможенной пошлины за ввоз 10 самолётов Airbus 330. Возможно, и сейчас компания рассчитывает на новые преференции от государства, не исключает он. Публичные претензии к Boeing, от которых даже более крупные зарубежные авиакомпании воздерживаются, по словам источника «Газеты.Ru» в авиационных кругах, могут предъявляться в расчете на ускорение процесса получения лайнеров. «Председатель совета директоров «Аэрофлота» министр транспорта Игорь Левитин не скрывал, что хотел бы увидеть эти лайнеры на Олимпиаде-2014», — говорит он.