Российские кинотеатры обязали отчитываться о каждом проданном билете в режиме реального времени. Постановление о функционировании единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах подписал премьер-министр Владимир Путин. Систему планировали внедрить год назад.
Постановление опубликовано на сайте правительства. Документ предполагает обязательную регистрацию кинотеатров в единой информационной системе. При регистрации должна быть предоставлена информация об организации, включая государственный регистрационный номер и ИНН. В дальнейшем руководство каждого кинотеатра будет обязано предоставлять информацию о каждом проданном билете, включая название фильма и киносеанса, номер прокатного удостоверения, название или номер кинозала, дату и время начала киносеанса, номер места и ряда, цену билета и сведения о скидках. Когда информационная система начнет действовать, в постановлении не указано.
Регистрация обязательна почти для всех кинотеатров. До 1 января 2015 года от нее освобождаются только кинотеатры в городах с численностью населения до 100 тысяч человек и сельские киноустановки. Также в единую информационную систему не включается информация о киносеансах, проводимых без взимания платы, а также о количестве зрителей, присутствовавших на платных киносеансах по специальным приглашениям без выдачи билетов установленного образца.
В начале 2010 года по заказу Минкультуры был создан сайт «Электронный кинобилет». Там представители кинотеатров могут скачать форму регистрационной карты, заполнить и выслать почтой в ГИВЦ Минкультуры. На этом же сайте дистрибуторы смогут по специальному запросу получить статистику и аналитику по фильмам. «Получение достоверных сведений о показе отечественных фильмов является необходимым инструментом для совершенствования предусмотренных законодательством мер государственной поддержки кинематографии, таких как частичное государственное финансирование производства, проката и показа национальных фильмов.
Такая система может стать единственным достоверным источником сведений об эффективности государственной поддержки тех или иных групп проектов и оказать существенное влияние на процесс развития отечественной кинематографии путем защиты экономических интересов участников создания и продвижения аудиовизуальной продукции», — утверждают в Минкультуры.
Заместитель генерального директора по маркетингу и рекламе сети кинотеатров «Формула Кино» Ольга Проскурякова признает, что сейчас общая картина сборов того или иного фильма «не совсем объективна». «Рынок российский не до конца прозрачен», — поддерживает первый заместитель генерального директора «Синема Парка» Кирилл Иванов.
В новой системе обмен информацией о показах фильмов будет происходить не реже чем раз в час. Это, уверены в правительстве, позволит Минкультуры и компаниям-прокатчикам получать актуальные сведения о сборах в режиме реального времени. Участники рынка скептичны. Кирилл Иванов уверен, что «не все кинотеатры и сети в России готовы сейчас предоставлять Минкульту честные данные о своих продажах». «Спасти ситуацию может автоматизация всей системы, чтобы продажа всех билетов в стране была компьютеризированная, а данные о каждом проданном билете сразу публиковались бы на независимом сервере», — говорит он.
О введении системы автоматического контроля в профильных ведомствах говорили с 2009 года.
Предполагалось, что соответствующий законопроект вступит в силу с 1 января 2010 года. «По оценкам аудиовизуального рынка, сокрытие доходов от показа фильмов в различных кинотеатрах составляет до 30–50% их общей суммы. Это существенно снижает заинтересованность участников отрасли в расширении масштабов деятельности по созданию и продвижению кинопродукции, что выражается в относительно невысоких объемах притока частных инвестиций в отечественную киноиндустрию», — объясняли актуальность законопроекта его авторы – группа депутатов во главе со Светланой Журовой.
Но отраслевые эксперты сомневались в возможности реформы в короткие сроки. Правительственное постановление обязывает кинотеатры использовать «программно-аппаратные средства, включая систему автоматизированной продажи билетов, с лицензионным программным обеспечением систем автоматизированной продажи билетов и систем управления базами данных». Устанавливать оборудование, по словам гендиректора коммуникационной группы «Планета Информ» Дмитрия Литвинова, придется кинотеатрам. По оценке эксперта, чтобы оснастить все кинотеатры, нужно около $2–5 млн.
Кинотеатры не готовы полностью финансировать переход на новую систему. «Финансовая нагрузка для реализации данного проекта, на мой взгляд, должна быть разделена между всеми заинтересованными сторонами – дистрибуторами, государством и кинотеатрами», – заявлял ранее генеральный директор «Кронверк Синема» Роман Линин.
Кирилл Иванов напоминает, что многие российские прокатчики боролись за привлечение к подсчету билетов одной из крупнейших в мире профильных компаний Rentrak Corporation. Rentrak вышла на российский рынок в 2009 году. Компания считается независимым оценщиком, к которому обращаются за информацией дистрибуторы. По словам генерального директора Rentrak Russia Александра Бабичева, компания раз в полчаса-час собирает информацию о продаже билетов в 99% кинотеатрах России – через интернет, факс или по телефону. Rentrak в прошлом году предлагал Минкультуры сотрудничество, но договор не был подписан.