Пользователи Facebook требуют от социальной сети и разработчика приложений для нее компании Zynga компенсацию в размере $218 млн, сообщила в среду газета San Francisco Business Times. Миноритарным акционером компании Zynga выступает российский инвестиционный фонд Digital Sky Technologies. Истцы возмущены тем, что приложения отсылают идентификационные номера пользователей в рекламные компании, поскольку это нарушает их право на конфиденциальность.
Иск был подан в окружной суд штата Калифорнии. В заявлении пострадавшие пользователи утверждают, что производитель игр получал от сбора личных данных «существенную прибыль». Представители Facebook в ответ на обвинения заявили, что «приложения, представляющие угрозу личным данным, разработаны независимыми корпорациями, не имеющими отношения к соцсети», и истцы намерены привлечь к ответственности непосредственно компанию Zynga. В договоре социальной сети с производителем приложений оговорено, что разработчики не имеют права передавать личные данные третьим компаниям.
«Жалобы не имеют под собой оснований, и мы намерены активно защищать эту позицию», — цитирует представителя Zynga издание Wall Street Journal.
Но проблемой заинтересовались американские конгрессмены Джо Бартон и Эдвард Марки, которые направили открытое письмо основателю Facebook Марку Цукербергу. В письме они выражают обеспокоенность по поводу того, что в распоряжение сторонних компаний попадают конфиденциальные данные миллионов пользователей, многие из которых являются несовершеннолетними.
«Требования пользователей вполне обоснованы: личные сведения могут быть переданы только по запросу госорганов, а сторонним организациям передавать их нельзя», — рассказывает главный юрисконсульт ЗАО ИК «Ренорд-Инвест» Юлия Комиссарова. Сумму юрист находит необоснованной, но «американские законы довольно гибкие, и налицо факт выдачи конфиденциальных данных».
Судебные разбирательства вызваны собственным расследованием журналистов The Wall Street Journal, которые выяснили, что большинство популярных приложений Facebook (FarmVille и Texas HoldEm Poker) отсылают ID пользователей рекламным компаниям за деньги. Исходя из ID, есть возможность выяснить имя, возраст, адрес, должность зарегистрированных на Facebook людей, даже тех, чьи профили защищены самыми «строгими настройками конфиденциальности». Исполнительный директор рекламного агентства Adwatch Андрей Чернышов рассказывал «Газете.Ru», что такая информация интересна прежде всего спамерским компаниям. После расследования издания большинство «опасных» приложений в соцсети были заблокированы.
Скандалы, связанные с личными данными пользователей Facebook, возникают регулярно. Недавняя кража более миллионов аккаунтов и дальнейшая их продажа побудили многих пользователей начать массовое удаление учетных записей. Марк Цукерберг заявил в своем блоге, что механизмы защиты персональных данных пользователей Facebook будут улучшены в ближайшие месяцы. Сейчас компания ведет юридические консультации с организациями, которые занимаются вопросами защиты, охраны и неприкосновенности частной жизни людей.
Сомнительная схема может действовать и в других соцсетях, говорит генеральный директор компании — производителя игр для соцсетей Innova Геворк Саркисян. Сети становятся каналами распространения спама, и очень действенными, так как вектор направлен на личные связи пользователей.
Вскоре аналогичные судебные процессы могут стартовать и в России, не исключают юристы. «Но в нашей процессуальной системе перспективы для таких исков я не вижу, так как по нашему гражданскому законодательству очень сложно будет доказать факт причинения убытков и их размер», — заключает Комиссарова.