Желание чиновников распилить государственные деньги, видимо, невозможно искоренить. Не помогли ни финансовый кризис, ни введение электронных торгов, ни призывы президента Дмитрия Медведева. Количество конкурсов, имеющих все признаки того, что они заточены под определенного исполнителя, в электронной системе госзакупок продолжает неуклонно расти.
Так, Московский государственный институт электронной техники (МИЭТ) заказывает «программно-технический комплекс для модернизации Центра нано- и микросистемной техники» и «разработку техрешений и поставку программно-технического комплекса для модификации, диагностики структуры и состава микро- и нанообъектов» за 139 млн и 112,11 млн рублей соответственно. Причем на поставку всего этого исполнителю дается всего 25 дней. Минздравсоцразвития, Росреестр и Минэкономразвития также разместили «сомнительные тендеры» на 45 млн руб. (поставка за 40 дней), 55 млн (за 38 дней) и 27 млн (за 25 дней) соответственно. Управление информатизации Москвы для будущего мэра заказало систему «Электронный офис мэра Москвы» за 23,3 млн рублей. Она должна обеспечить мониторинг информационной ситуации в столице и вокруг самого мэра.
Больше всего заказов подготовило Министерство образования и науки РФ. Ведомство разместило три тендера — на 48 млн, 60 млн и 12 млн рублей. Сроки реализации контрактов 20, 30 и 20 дней.
Информацию о сомнительных тендерах разыскивают и публикуют не первый месяц блогеры. Теперь к ним присоединился активист Алексей Навальный: в его блоге в ЖЖ аккумулируются сведения о таких закупках. «Вообще-то, вся эта тема с IT-конкурсами была совершенно случайной, я не планировал этим заниматься», — говорит он и добавляет, что «раз уж влез, то отнекиваться не буду».
Борьба интернет-сообщества с чиновниками-коррупционерами уже дает свои плоды. Минздравсоцразвития отменило один из таких тендеров. 11 октября стало известно, что ведомство заплатит 55 млн рублей за создание социальной сети для медицинских работников. При этом на разработку давалось лишь 16 дней. Тендер получил широкий общественный резонанс: юристы сделали вывод, что заказ был сделан под конкретного исполнителя. 13 октября Минздравсоцразвития подтвердило информацию об увольнении главы департамента информатизации ведомства Олега Симакова, добавив, что он уволился по собственному желанию.
Минздравсоцразвития отменило конкурс на создание социальной сети 11 октября. «В связи с некорректными оценками СМИ конкурс по созданию социальной сети медицинских работников и пациентов отменен. Реализация проекта перенесена на более поздний срок», — сообщили «Интерфаксу» в Минздравсоцразвития.
«Никаких добавлений к тому, что было сказано ранее, не будет. Наша позиция остаётся неизменной», — рассказал в пятницу «Газете.Ru» начальник отдела по взаимодействию со СМИ Минздравсоцразвития Александр Власов.
В других ведомствах «Газету.Ru» попросили прислать запросы, ответы на которые пока не получены.
«Безусловно, борьба блогеров эффективна, — говорит председатель совета директоров электронной торговой системы «Фабрикант.Ru» Сергей Габестро. — Увольнение высокопоставленного чиновника является прекрасным примером для всех.
Министр здравоохранения вынужден показывать всему гражданскому обществу, что отслеживает интересы государства. А вообще благодаря публикациям в СМИ и интернете было отменено уже множество коррупционных закупок».
«Инициатива не настолько эффективна, насколько эффектна», — возражает руководитель практики госконсалтинга ООО «Бизнес решения» Алексей Калинин. Результат ее весьма ограниченный — лишь отмена торгов.
«Здесь нужно решать системные проблемы, а также совершенствовать работу контрольных органов — от ФАС до Счетной палаты. Кроме этого органов контроля и надзора», — считает эксперт.
Впрочем, в середине октября ФАС сообщила, что до конца года планирует создать «черный ящик» для хранения информации обо всех электронных торгах. Это должно помочь разрешению споров и проверкам конфликтных ситуаций. Вся информация будет храниться в течение трех лет. В прошлом году в ФАС поступило 27,5 тыс. жалоб на нарушение правил электронных торгов. В этом планируется увеличение, поскольку существенно упростилась процедура подачи жалобы. Теперь это можно делать через интернет.