Открытая регистрация сайтов в домене ».рф» начнется 11 ноября 2010 года, постановил совет Координационного центра национального домена сети интернет. Как рассказал в ходе онлайн-конференции директор координационного центра Андрей Колесников, любой желающий сможет зарегистрировать любое доменное имя в кириллической зоне в полдень по московскому времени.
Также совет принял решение не устанавливать ограничения по цене.
«Цену кириллических доменов определит рынок», — заявил Колесников.
Такое решение, по мнению генерального директора Регистратора REG.RU Алексея Королюка, наиболее понятно, удобно и прозрачно: «Отсутствие искусственных ограничений позволит кириллической зоне активно развиваться естественным образом, а рынок, ориентированный на покупателя, сформирует правильную цену».
Впрочем, решение совета идёт вразрез с прошлыми планами координационного центра и словами его представителей. Предполагалось, что открытая регистрация доменов начнется с «линейного аукциона с понижением цены», во время которого все желающие сами для себя должны определить, сколько они должны заплатить за то или иное слово в названии своего сайта. Как заявлял тогда директор департамента по связям с общественностью RU Center Андрей Воробьёв, это должно было защитить доменные имена от киберсквоттеров, охотников за «красивыми» названиями, покупающих их дешево, а потом перепродающих в тысячи раз дороже. Например, бизнес-структуры готовы выложить крупные деньги, во много раз превышающие стоимость обычной регистрации, за такие общеупотребительные слова в названии сайта, как «магазин» или «водка». По прогнозу Колесникова, цена таких доменов на аукционе будет колебаться от нескольких тысяч рублей до миллиона.
Но позже, рассказывает Колесников, совет рассмотрел несколько вариантов проведения открытой регистрации, защищающей сайты от киберсквоттеров. Среди них свободная регистрация по рыночной цене, установление повышенной фиксированной цены с последующим понижением в течение года, ограничение объема заявок от регистратора, поступающих в реестр, и ограничение количества доменов «в одни руки». В итоге для защиты новой зоны был введен ряд других ограничений. Во-первых,
домены в зоне ».рф» в течение определенного периода (не менее года) смогут регистрировать только граждане России и юридические лица, зарегистрированные на территории РФ. Во-вторых, введено ограничение на смену администратора домена в течение года после покупки домена, то есть перепродажа купленного имени будет невозможна.
По словам Колесникова, этого достаточно, чтобы избежать киберсквоттинга в кириллической зоне. «По нашему мнению, эта мера не даст никакого действенного результата», — уверен управляющий партнер группы компаний Hosting Community Александр Панов. Она затруднит жизнь лишь начинающим киберсквоттерам, но не поможет от профессионалов этого рынка. «Они смогут продать зарегистрированные домены через год по той же самой схеме, как это происходило ранее. Кроме того, возможна такая схема: регистратор может удалить из своей базы любой домен, а в следующую секунду подать на него же заявку на другое имя. Формально передачи прав другому лицу не произойдет, но фактически интернет-адрес сменит своего владельца», — предлагает пути обхода запретов Панов. «Оптимальная защита от перекупщиков одна — ценовые механизмы, — уверен Воробьев. — Однако, к сожалению, в координационном центре так и не смогли выработать общее мнение, как провести такой аукцион».
Основным противником первоначальной концепции, рассказывает Воробьёв, выступала Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая отвергла и процедуру аукциона на понижение цены, и предложение координационного центра установить первоначальную цену на регистрацию доменов в 5 тыс. рублей. В этих идеях ведомство нашло признаки нарушения антимонопольного законодательства. Начальник управления информационных технологий ФАС Владимир Кудрявцев заявлял тогда, что ФАС не понимает,
почему регистрация домена в зоне ».рф» должна стоить в несколько раз дороже, чем в зоне .ru (600 рублей), в то время как она принципиально не отличается.
По словам Кудрявцева, такие правила имеют признаки нарушения закона «О защите конкуренции», запрещающего компаниям, занимающим доминирующее положение на каком-либо рынке, устанавливать монопольно высокие или низкие цены. «Если такая процедура будет принята, то ФАС, скорее всего, возбудит дело, а если нарушение будет доказано, наложит штраф», — обещал Кудрявцев. В связи с этим «в координационном центре предпочли сменить первоначальную концепцию, а не собираться с ФАС и обсуждать компромисс», рассказывает Воробьёв. Были против аукционов и игроки рынка, напоминает Королюк. На открытых общественных слушаниях 54% присутствующих проголосовали за проведение открытой регистрации по рыночной цене.
Таким образом, регистрация доменного имени в зоне ».рф», какое бы оно красивое ни было, оценивается регистраторами по расценкам имен в домене .ru. Так, зарегистрировать любое имя в компании RU Center, например, стоит 600 рублей, а продление на год такой регистрации обойдётся владельцам сайтов в 450 рублей в год. «Регистратор R01» берет за регистрацию 590 рублей, а за продление — 415 рублей в год. Из этих денег регистраторы, по словам Воробьёва, будут отчислять 83 рубля в год на поддержку технического и координационного центра кириллического домена.
Регистрация без ограничений по цене и по количеству регистрируемых доменов, несомненно, приведет к повышенной активности интернет-пользователей в первые дни регистрации. По оценке Андрея Колесникова, в первый день будет зарегистрировано несколько десятков тысяч кириллических доменов. Воробьёв считает, что
все привлекательные, «красивые» доменные имена будут скуплены киберсквоттерами уже в первый день регистрации.
Впрочем, самые лучшие имена уже в руках перекупщиков. Так, некое ООО «Цэтис» сумело внедриться в список компаний, имеющих право на приоритетную регистрацию. Пользователи интернета выяснили, что за 5 месяцев до начала регистрации кириллических доменов «Цэтис» получил права на торговые марки с «красивыми» общеупотребительными названиями, под которые были зарегистрированы такие домены, как «сонник.рф», «недвижимость.рф», «сантехника.рф», «рублёвка.рф», «покер.рф», «зоомагазин.рф», «ипотека.рф», «коттедж.рф», «хостинг.рф», «знакомства.рф», «секс.рф», «аренда.рф», «кредит.рф», «стриптиз.рф». Знаки были зарегистрированы по различным классам товаров. Так, под товарным знаком «Секс» проходили: «Сумки женские, сумки спортивные, сумки туристические, чемоданы, чемоданы плоские для документов».
«Формально все домены зарегистрированы в соответствии с правилами, действовавшими на тот момент, а закон, как известно, не имеет обратной силы. Что-то можно было сделать в тот момент, когда регистрация была приостановлена. Но сейчас момент уже упущен, поэтому домены останутся у их нынешних владельцев», — уверен Панов.
Юристы ссылаются на проблемы нашего законодательства.
«Споры по интеллектуальной собственности решаются просто: кто первый подал заявку, тот и получает приоритет по регистрации товарного знака.
Все, кто обратился позже, не смогут зарегистрировать сходный товарный знак. Но недобросовестные товарищи просто берут известные словосочетания или слова и регистрируют их как товарные знаки, хотя их не используют», — рассказывает управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний «Содействие Бизнес-Проектам» Ольга Пономарёва. Отменить или оспорить такие действия можно через палату по патентным спорам и в суде, причем основанием для оспаривания может быть схожесть товарного знака с другим или неиспользование данного товарного знака в течение 3 лет. «Так в свое время отказали компании Starbucks в регистрации ее товарного знака на территории РФ, и у компании вымогали наши недобросовестные соотечественники $600 тысяч за право именоваться в России законно «Старбаксом», — напоминает Пономарева. Теоретически есть способ вернуть «красивые» имена, занятые киберсквоттерами до начала открытой регистрации: например, если эти слова общеупотребимы, то их через суд можно признать таковыми и тем самым аннулировать регистрацию товарного знака или домена. Кроме этого можно обратится в антимонопольную службу и попытаться наказать тех, кто регистрирует товарный знак, а сам не ведет деятельности.