«ЛУКойл» намерен выкупить 6,14% своих акций у их нынешнего владельца — американской ConocoPhillips. «Выкупим все», — заявил во вторник глава совета директоров «ЛУКойла» Валерий Грайфер.
Часть своих акций российская компания у американцев уже выкупила, последняя сделка состоялась буквально на днях. До конца прошлой недели Conoco владела 11,14% акций «ЛУКойла» («ЛУКойлу» был предоставлен опцион на выкуп этих акций, срок которого истекал 26 сентября). И как раз в воскресенье стало известно, что российские нефтяники в альянсе с группой инвесторов, которую возглавил банк UniCredit, выкупили 4,99% своих бумаг за $2,38 млрд. Сделку провели «дочка» «ЛУКойла» LUKOIL Finance Limited и структура Conoco — Springtime Holding Limited. Почему «ЛУКойл» не стал выкупать сразу все свои акции, компания не объяснила, сообщив лишь, что закрытие сделки планируется как раз в среду, 29 сентября, а также что UniCredit выполнял исключительно финансовую функцию, так что акции поступят на баланс самого «ЛУКойла».
Из воскресного сообщения компании следует, что реализация опциона проводится «в рамках программы по повышению доходов акционеров путем выкупа акций с рынка». Причем вице-президент «ЛУКойла» Леонид Федун отметил, что
сделка по выкупу акций позволяет поддержать котировки на стабильном уровне, так как совершается за счет собственных средств компании и не увеличивает ее общий долг.
Кстати, раньше Федун говорил, что «ЛУКойл» может и не реализовать опцион в полном объеме. В этом случае Conoco, согласно договоренности, будет продавать на рынке не более чем по 0,5% акций в месяц.
«Рынок полагает, что у «ЛУКойла» было по меньшей мере две причины не выкупать все акции сразу, — рассказывает начальник аналитического отдела ИК «Галлион Капитал» Александр Разуваев. — Во-первых, есть подозрения, что до самого последнего момента не было единой линии поведения у основных акционеров компании — Вагита Алекперова и Леонида Федуна». Вторая причина, по словам эксперта, чисто экономическая: затягивая с решением о выкупе акций, «ЛУКойл» рассчитывал добиться лучшей цены.
Кстати, можно сказать, что отчасти «ЛУКойл» ее добился, во всяком случае, цена могла быть гораздо выше. Дело в том, что последняя сделка была проведена по цене $56 за акцию.
На сегодняшний день цена акции «ЛУКойла» на Лондонской бирже составляет $56,45, то есть компания выкупала свои бумаги практически по рыночной цене.
«Однако у акций «ЛУКойла» есть значительный потенциал, по нашим оценкам, их справедливая цена — $70—80 за штуку, — говорит Разуваев. — Так что Conoco вполне могла запросить и такую цену».
Теперь, хоть срок опциона и вышел, у «ЛУКойла» остается право преимущественного выкупа акций. Продать их именно «ЛУКойлу» Conoco выгоднее — в этом случае она получит деньги сразу, а не в течение года, как это было бы, продавай американцы бумаги на рынке. Цена, по прогнозам Александра Разуваева, будет близкой к нынешней рыночной, то есть 6,14% собственных акций обойдутся «ЛУКойлу» примерно в $2,9—3 млрд.
По словам эксперта, выкупленные акции надолго во владении «ЛУКойла» не задержатся: скорее всего, именно ими компания будет расплачиваться за приобретение тех или иных активов (пока нельзя с уверенностью сказать, каких именно). И в этом случае «ЛУКойлу» также на руку сыграет то, что фундаментально его акции дороже рынка.