Российская финансово-промышленная группа АФК «Система» может получить 49% в картографической корпорации, которую планируется создать на принципах государственно-частного партнерства, сообщил в интервью РИА «Новости» глава Росреестра Сергей Васильев.
Предполагается, что корпорация станет координирующим и стандартизирующим органом, который будет аккумулировать всю картографическую информацию. Это нужно для навигационной системы ГЛОНАСС, отечественного аналога американской GPS.
Чтобы система заработала в полной мере и стала популярной на коммерческом рынке, нужно в том числе обеспечить полный пакет навигационных карт.
Об этом еще в апреле заявлял премьер-министр Владимир Путин на совещании по вопросу картографического обеспечения системы ГЛОНАСС. Из-за проблем с картами, посетовал премьер, «ГЛОНАСС не может функционировать с максимальной отдачей».
Создать единую «правильную» карту страны правительство пыталось много раз, даже в рамках ФЦП «Электронная Россия», но полноценного продукта до сих пор нет. По словам Васильева, при существовавшей ранее системе каждое аэрогеодезическое предприятие держало у себя фонд, хотя по закону они должны были сдавать все материалы в центральный фонд. Еще одной преградой для создания единой карты Васильев называет систему избыточных ограничений.
«Возьмешь карту — она секретная, а на самом деле ничего секретного в ней уже давно нет, она 40—50-х годов. Но по старинке Генштаб, Военное топографическое управление сохраняют гриф «секретно», — делится глава Росреестра.
Сейчас работы по созданию открытых цифровых навигационных карт для гражданских пользователей ГЛОНАСС организованы в рамках подпрограммы «Создание высокоэффективной системы геодезического обеспечения РФ ФЦП ГЛОНАСС». Объем финансирования разработки карт системы ГЛОНАСС в 2002—2011 годах составляет 6,614 млрд руб.
Разработана и концепция развития отрасли геодезии и картографии. По словам Васильева, она уже согласована с Минобороны, с ФСБ, со всеми федеральными органами и сейчас находится в администрации президента и ждет его подписи. Реализовывать концепцию и должна корпорация.
Предполагается, что корпорация сформируется на базе государственных аэрогеодезических предприятий в форме акционерного общества, контрольный пакет которого будет принадлежать государству, а 49% — частному инвестору. Васильев уточнил, что акции корпорации сразу инвестору не отдадут, для начала они будут переданы в доверительное управление.
Через 3—5 лет, после выполнения всех финансовых обязательств, частный инвестор получит акции в собственность. На роль такого инвестора и претендует АФК «Система», говорит Васильев.
«Мы согласны, — добавляет он, — но при условии, что этот частный инвестор представит нам и правительству инвестиционную программу развития отрасли и подробные расчеты». «Система» была бы заинтересована в участии в данном проекте, подтвердили «Газете.Ru» в компании, хотя и уточнили, что «сегодня говорить о чем-либо конкретном было бы преждевременно».
АФК «Система» контролирует созданную вместе с Роскосмосом компанию «Навигационно-информационные системы» (НИС) — федеральный оператор ГЛОНАСС. К тому же в июле корпорация приобрела 51% акций ООО «М2М телематика», одного из ведущих отечественных игроков на рынке внедрений технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС и GPS.
Исполнительный директор и главный акционер АФК «Система» Владимир Евтушенков (64% акций) в июле встречался с Путиным и заверил его, что для создания картографической корпорации уже нет никаких бюрократический преград, работа по созданию цифровых навигационных карт ведётся в 235 крупных городах, а в тех городах, где навигационные карты уже существуют, идет процесс их обновления.
Вопрос картографии должен быть подконтролен государству, но само оно такие проекты финансировать не может или не хочет, поэтому привлекает крупный бизнес,
пояснил смысл государственно-частного партнерства аналитик рынка навигаторов Михаил Фадеев. При этом речи о тендере или конкурсе не ведется. В списке претендентов на роль партнера государства в новой корпорации значится лишь АФК «Система». «Господин Евтушенков на уровне правительства занимается курированием всех вопросов, связанных с навигацией, и ГЛОНАСС в частности. Хотя такое положение дел может привести к монополизации рынка», — говорит Фадеев.