ВР опубликовала результаты расследования причин аварии в Мексиканском заливе, проводившегося под руководством главы безопасности ВР Майкла Блая в течение четырех месяцев.
Основную роль сыграл человеческий фактор. Во-первых, изначально работа по цементированию скважины была проведена неудовлетворительно: «пробка» на дне скважины не сработала, и это привело к выбросу углеводородов, говорится в отчете. Во-вторых, специалисты ВР и подрядчика Transocean, работавшие на платформе Deepwater Horizon, неправильно оценили результаты теста на давление.
При этом команда Transocean, говорится в отчете, бездействовала на протяжении 40 минут с момента собственно аварии и начала реагировать лишь тогда, когда нефть показалась на поверхности воды.
Затем потоки углеводородов попали в сепаратор газа, в результате чего газ через вентиляционные системы начал поступать в машинное отделение платформы, что и вызвало взрыв и пожар. И, наконец, в отчете отмечается, что даже после взрыва и начала пожара системы, которые должны были загерметизировать скважину, не сработали.
По итогам расследования ВР предложила 25 рекомендаций, исполнение которых должно помочь избежать повторения инцидента. В частности, ВР пишет об ужесточении проверок оборудования и материалов, использующихся на буровых платформах, совершенствовании систем быстрого реагирования и тестирования давления, усилении проверок нефтедобывающих установок. Кроме того,
руководство компаний, занимающихся бурением, должно повысить профессиональный уровень своих сотрудников, считают в ВР.
Очевидно, что ВР пытается переложить хотя бы часть вины на своего подрядчика, да компания этого и не скрывает. «Как мы уже заявляли с самого начала, ответственность за взрыв на платформе лежит на многих (в цементировании скважины участвовала также компания Halliburton — «Газета.Ru»), — заявил новый глава ВР Роберт Дадли. — Опубликованный доклад еще больше подтверждает данное заключение».
Но не факт, что часть ответственности за катастрофу будет возложена на Transocean, говорят эксперты. «Пока опубликованы лишь результаты корпоративного расследования, проведенного самой ВР, — напоминает Алексей Кокин из ИК «Метрополь». — Несомненно, Transocean (крупнейший буровой подрядчик в мире) будет проводить собственное расследование, которое даст новые подробности».
Кроме того, в американских судах в ходе разбора исков к ВР может всплыть масса интересных фактов — ведь американские власти тоже будут проводить свое расследование.
«Также не стоит забывать: с самого начала было серьезное подозрение, что ВР активно вмешивалась в работу подрядчика, что тоже может сыграть не последнюю роль», — указывает Кокин.
Юристы уверены, что ВР придется нести полную ответственность в любом случае. «Стандартная мировая практика состоит в том, что при заключении договора с правительством той или иной страны компания берет на себя всю ответственность, в том числе и за действия подрядчика,
— поясняет партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин. — А уже в дальнейшем ВР может подать иски против своих подрядчиков в расчете что-то отсудить».
Впрочем, в данном отчете важнее, скорее, имиджевая составляющая, отмечают эксперты: ВР демонстрирует общественности, что виновата не только она.