Генеральный директор ООО ПСК «Трансстрой» (головная компания группы «Трансстрой») Иван Кузнецов отстранен от занимаемой должности. Решение было принято советом директоров компании на основании фактов «крайне неудовлетворительной работы Кузнецова и его участия в незаконном выводе денежных средств акционера», говорится в сообщении холдинга Олега Дерипаски «Базовый элемент», контролирующего «Трансстрой». Должность гендиректора ООО ПСК «Трансстрой» 46-летний Кузнецов получил в марте 2009 года, до этого он возглавлял одну из «дочек» ООО ПСК «Инжтрансстрой», а вообще работает в отрасли транспортного строительства более 20 лет.
Суммы выведенных средств акционеров «исчисляются сотнями миллионов рублей». Имеющиеся материалы направлены в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела и привлечения Кузнецова к уголовной ответственности по ст. 160 ч. 4 Уголовного кодекса (присвоение или растрата, совершенные организованной группой лиц либо в особо крупном размере), сообщил «Базэл».
Схема, по которой действовал Кузнецов, оригинальностью не отличалась. «Никакого ноу-хау здесь нет. Заключались фиктивные договоры с фирмами, которые в дальнейшем закрывались фиктивными отчетными документами. В частности, заключались договоры со значительным превышением рыночной стоимости тех или иных видов работ и оказываемых услуг. Так, например, мы имеем один договор консалтингового характера на сумму 100–150 млн рублей», — рассказал «Интерфаксу» замгендиректора «Базового элемента» Андрей Елинсон. По его словам, имеется целый ряд выявленных внутренними службами аудита и защиты активов фактов, по которым будут проводиться социально-экономические мероприятия, и компания «попробует вернуть потерянные средства, если это возможно».
В случае признания Кузнецова виновным, ему грозит срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы за период до трех лет, говорит партнер Goltsblat BLP Анна-Стефания Чепик. Телефоны пресс-службы и приемной главы «Трансстроя» в понедельник не отвечали.
Сейчас «Трансстрой» возводит ряд объектов на олимпийской стройке в Сочи (строительство дублера Курортного проспекта, грузового морского порта, комплекса по переработке бытовых отходов), строит железнодорожную ветку до Эльгинского угольного месторождения в Якутии, защитные дамбы в Санкт-Петербурге, стадион футбольного клуба «Зенит», терминал по перевалке сжиженного газа в Усть-Луге, проектирует третью взлетно-посадочную полосу в Шереметьево.
«Мы придали такой широкой огласке это дело именно потому, что хотим, чтобы исполнение этих крупных государственных контрактов структурами «Базового элемента» происходило четко и в рамках общего вектора по чистке коррупционных явлений в бизнесе», — заявил Елинсон.
Строительная отрасль — одна из самых проблемных в стране, признают в «Базэле»: это и откаты до 30–40%, и липовые тендеры, и завышение стоимости работ. «Базовый Элемент» последовательно проводит линию на наведение порядка в своих строительных активах. Мы добились многого в «Главстрое», создав там понятный и прозрачный бизнес, внедрив производственную систему, снизив издержки и проведя реструктуризации. Теперь подошла очередь «Трансстроя», и сегодняшнее событие следует рассматривать в контексте этой работы», — заявил Елинсон.
Сочинские проекты компании уже ознаменовались скандалом: в декабре прошлого года шторм в Имеретинской бухте близ Сочи нанес серьезный ущерб грузовому порту, который строит «Трансстрой». Убытки тогда составили около $60 млн, а завершение строительства, планируемое на начало этого года, было отложено.
«У нас не бывает сильных штормов. И то, что при обычном небольшом шторме новый порт был разрушен, значит, что или некачественно велось строительство, или вообще оно практически не велось, а выделенные деньги были списаны под стихию», — рассказал «Газете.Ru» зампредседателя Международного социально-экологического союза Валерий Бриних.
Если бы все деньги были потрачены в нужном направлении, если бы построили нормальную дамбу, порт бы устоял, уверен эксперт. «Возможно, власти поняли, что в конечном счете они рискуют вновь выделить деньги и ничего за это не получить. Теперь, после того как на это обратил внимание Путин и глава компании был уволен, есть надежда, что новый порт не разрушится так быстро», — говорит Бриних. На данный момент строительство нового порта продолжается на том же месте.
Ранее таких громких разоблачений в строительной отрасли не происходило. «Выносить сор из избы не принято: бизнес-культура у нас такова. Российские компании исходят из того, что такие события неблагоприятно отразятся на деятельности и имидже компании», — констатирует директор департамента стратегического анализа ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. Впрочем, признание факта хищений в этом случае не повлечет за собой никаких изменений для самой компании.
«Во-первых, олимпийские стройки, кровь из носа, должны быть достроены в срок, а значит, смены подрядчика не произойдет. Во-вторых, в этом случае важен не столько топ-менеджер, сколько главный акционер компании, позиция властей в отношении которого хорошо известна»,
— говорит Николаев. Поэтому пока дело ограничилось сменой одного руководителя на другого: новым генеральным директором назначен Алексей Баранцев, который одновременно возглавляет весь строительный сектор «Базэла».