Скоростной поезд «Сапсан», способный ходить со скоростью до 250 км/ч, может связать Россию и Украину, сообщил в четверг на встрече с губернатором Петербурга Валентиной Матвиенко украинский посол в России Владимир Ельченко. «На прошлой неделе я встречался с (главой РЖД) Якуниным. «Сапсан» хотят запустить на Киев», – сказал дипломат.
Ускорить пассажирское сообщение между странами президент «Российских железных дорог» Владимир Якунин и гендиректор государственной администрации железнодорожного транспорта Украины Михайло Костюк договорились еще в июне. Помимо маршрута Москва — Киев в планах фигурировали такие направления как Москва — Курск — Белгород — Харьков — Ростов — Адлер и Москва — Курск — Белгород — Харьков — Симферополь, Севастополь, Феодосия.
Правда, ни о каком «Сапсане» тогда речи не шло. Ускорять сообщение собирались экономно: например, чтобы не менять локомотивы по пути следования, планировалось уменьшать количество и продолжительность технических стоянок пассажирских поездов за счет применения пассажирских электровозов двойного питания серии ЭП-20 со скоростями до 200 км/ч. Кроме того, речь шла об «отмене погранично-таможенного контроля на пути следования или значительном его сокращении».
В пресс-службе РЖД о новом, теперь уже международном, маршруте «Сапсана» говорят осторожно. «Уже создана рабочая группа, но говорить о том, какой именно подвижной состав будет запущен, пока рано», — комментирует пресс-секретарь госмонополии Дмитрий Перцев.
Эксперты же проект считают сомнительным. Ключевой вопрос — будет ли строиться новая ветка или будет реконструирована уже существующая. По словам директора департамента стратегического планирования ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игоря Николаева,
на строительство новой денег нет ни у РЖД, ни у Украины с ее дефицитным бюджетом. И вряд ли найдется инвестор, который будет готов предоставить средства: строить новую ветку из-за нескольких пар поездов в сутки экономически нерентабельно, такой проект не окупится.
Впрочем, на реконструкцию уже существующей колеи государство деньги может выделить. Это произойдет, в случае если политическая необходимость возобладает над экономической целесообразностью. «У российских властей сейчас есть желание показать, что центробежные тенденции на постсоветском пространстве преодолеваются, и запуск скоростного поезда Москва — Киев может стать очень наглядным примером», — говорит Николаев.
Эксперты затрудняются точно оценить, в какую сумму обойдется запуск «Сапсана» до Киева. Однако
аналогичные проекты на маршрутах Москва — Санкт-Петербург и Москва — Нижний Новгород обошлись в несколько десятков млрд рублей каждый. В случае с Киевом, с учетом расстояния и если строить новую дорогу, стоимость будет больше в разы.
Кроме того, если будет реконструирована существующая колея, мы увидим те же проблемы, что и на ветках Москва — Санкт-Петербург и Москва — Нижний Новгород, говорят эксперты. В первую очередь, это изменение расписания поездов (это необходимо для расчистки пути скоростному составу), которое приведет к увеличению интервалов между пригородными электричками и обычными поездами дальнего следования и, как следствие, к их перегруженности.
Вообще, по оценкам специалистов, запуск скоростного состава на столь значительное расстояние (между Москвой и Киевом около 860 км) снижает его конкурентное преимущество. «Сапсан» в первую очередь рассчитан на деловых людей, для которых важно время. А с учетом протяженности ветки Москва — Киев, выигрыш во времени получится не настолько значительным, чтобы отдавать предпочтение поезду. Куда вероятнее, что люди, ценящие время, все же сделают выбор в пользу самолета.