Российские власти не одобряют потенциальное слияние «Уралкалия» и «Сильвинита» с «Норникелем». По словам вице-премьера Игоря Сечина, это нецелесообразно. «Мы это не рассматриваем: это несвязанные активы в производственном и инфраструктурном плане, — заявил Сечин. — Даже не знаю, как можно объединить производственную деятельность горнодобывающей компании и калийных активов. Это другая сфера активов».
Слухи о возможном слиянии металлургической компании с производителями удобрений появились на рынке еще до того, как контроль в «Уралкалии» перешел к владельцу «Нафта Москва» бизнесмену Сулейману Керимову и его партнерам (в июне Керимов, владелец группы ПИК Александр Несис и контролирующий «Евроцемент Групп» Филарет Гальчев приобрели 53,2% «Уралкалия», сумма сделки не разглашалась, но, предположительно, контрольный пакет обошелся в $5,3 млрд. Самую крупную долю – 25% — получил Керимов).
После того как «Уралкалий» сменил хозяина (и особенно после того, как Керимов получил контроль и над компанией «Сильвинит»), возможность слияния с «Норникелем» стала обсуждаться рынком еще более активно: якобы в планах Керимова создание крупного сырьевого холдинга, который будет конкурентоспособен на международной арене.
Отраслевые аналитики, как и Сечин, не видят особого смысла в объединении столь разных активов. «Это разные виды бизнеса, и никакой синергии слияние не даст», — говорит Дмитрий Терехов из «Финама». «Керимов – грамотный и талантливый инвестор, и вряд ли он пойдет на сделку по слиянию с «Норникелем», — добавляет еще один эксперт рынка. – Ведь объединение скорее снизит стоимость активов Керимова, нежели принесет какую-то выгоду».
Для «Норникеля» слияние с производителями удобрений могло бы иметь лишь один плюс — диверсификацию бизнеса,
говорит аналитик банка «Уралсиб» Николай Сосновский: таким образом снижаются риски, прибыль становится менее волатильной. В качестве примера аналогичной сделки Сосновский привел предложение, которое сделала крупнейшая в мире горнодобывающая компания BHP Billiton крупнейшему же мировому производителю азотных и фосфорных удобрений Potash Corp (в августе BHP хотела приобрести Potash за $38,6 млрд, однако получила отказ).
«Многопрофильные компании получают лучшую оценку рынка — инвесторы готовы оценивать такие компании с премией», — говорит Сосновский. Но российские власти в лице Сечина явно сигнализируют, что не намерены поддерживать слияние металлургической компании с производителями удобрений. «Это такая форма коммуникации, — объясняет ведущий научный сотрудник Института географии РАН Дмитрий Орешкин. – Вице-премьер публично дал вводную, из которой следует: государство сделку по слиянию не одобрит».