Хозяева видеохостера YouTube, корпорация Google Inc., ведут переговоры с ведущими киностудиями Голливуда о мировом запуске услуги платного показа фильмов в режиме потокового видео. Сервис должен заработать к концу 2010 года, пишет британская The Financial Times, ссылаясь на «источники, знакомые с ситуацией». Это позволит Google стать на равные позиции с компанией Apple в борьбе за доминирующие позиции в дистрибуции кинематографического и телевизионного контента, отмечает издание.
Для продвижения новой услуги Google собирается использовать не только мощности YouTube, но и собственные поисковые технологии. Как предполагает FT, услуга будет запущена сначала в США, а затем и в других странах. По планам компании,
за просмотр каждого фильма пользователи должны будут заплатить около $5. Причем пользователь будет иметь доступ к выбранному фильму лишь в течение 48 часов.
По мнению коммерческого директора группы компаний Hosting Community Алексея Скворцова, сервис онлайн-просмотра фильмов на YouTube имеет целый ряд преимуществ, которые позволяют говорить о проекте как о многообещающем. «В настоящее время некоторые кабельные телекомпании и интернет-провайдеры предлагают аналогичный сервис для абонентов своих сетей, но, для того чтобы им воспользоваться, необходимо кроме оплаты самого фильма вносить также ежемесячную абонентскую плату», — отмечает он. YouTube же предлагает сделать такой сервис доступным для всех пользователей интернета, так что, по мнению Скворцова, интерес к нему будет достаточно высоким.
Новые фильмы будут появляться на YouTube одновременно с их выходом на DVD и появлением в магазине iTunes для устройств Apple и на сайте Amazon.com.
Источник в YouTube заявил, что бета-тестирование новой услуги для проката фильмов идет с января этого года. Тогда YouTube в экспериментальном режиме демонстрировал пять фильмов кинофестиваля «Sundance». За десять дней Google заработал на этой демонстрации почти $11 000, что было расценено как успех эксперимента. «Google и YouTube – это глобальный феномен, к которому приковано огромное количество глаз, больше чем к кабельным или спутниковым каналам. Они рассказали нам о том, скольким пользователям это может понравиться. Это огромное число», — приводит The Financial Times слова одного из топ-менеджеров киностудии, участвовавшей в фестивале «Sundance».
Вполне возможно, что тестированием сервиса обусловлено появление на днях на видеопортале раздела с бесплатными фильмами «YouTube Movies». В данный момент в нем представлено более 400 лент, в том числе подборка «болливудских» фильмов, боевиков, комедий, драматических лент и мультфильмов. Раздел пользуется популярностью: так, фильм «Закусочная на колесах» с Джеки Чаном просмотрели уже почти 1 200 000 раз. Запуск сервиса стал возможен благодаря уже подписанным соглашениям между Google и рядом крупных кинокомпаний, в том числе Lions Gate Entertainment Corp., Sony Pictures и MGM. 165 фильмов из этой коллекции были предоставлены британским сервисом Blinkbox. Стоит отметить, что большинство фильмов были выпущены до 90-х годов прошлого века.
Переговоры с кинокомпаниями о продаже новых фильмов продолжаются уже несколько месяцев, но особенно ускорились в последние недели на фоне нарастающей конкуренции между медиа- и технологическими компаниями за дистрибуцию фильмов и телевизионных программ.
Проект Google уже вызвал волнение в Голливуде: киностудии ищут новые средства, которые смогли бы заменить снижающуюся прибыль от продажи DVD.
Прокат фильмов через интернет станет еще одним каналом дистрибуции для их создателей. «Скорее всего, кинокомпании будут получать процентные отчисления с каждого просмотра», — уточняет эксперт.
Одна из проблем, с которой столкнется Google, считает Скворцов, это вопрос удобства оплаты сервиса. Тут надо учитывать национальную специфику и доступность того или иного способа для жителей различных стран и городов. «Например, в США большой популярностью пользуется система PayPal, которая пока недоступна большинству российских пользователей. Если основным инструментом оплаты будет он, это будет крайне неудобно жителям многих стран», — утверждает эксперт. В случае если Google сможет предложить систему, учитывающую все возможности покупателей, пользователи смогут получить действительно удобный сервис для просмотра фильмов.
Cоздавая сервис онлайн-видеопроката, Google диверсифицирует бизнес, считает Скворцов: «Основной доход компании приносит реклама, а с появлением этой услуги у интернет-гиганта появится совершенно новое направление». Ещё одна из причин выхода Google на новый рынок — конкурентная борьба с Apple за рынок дистрибуции фильмов. Google обладает уникальными возможностями занять свою нишу. Ведь сервис в том виде, в котором это сейчас планируется, не будет конкурировать с продавцами контента, такими как Apple, потому что отдает ролики «в прокат» на 48 часов. Как напоминает FT, ожидается, что Apple на этой неделе обнародует изменения в приставке к телевизору, которая позволит выходить в интернет. Так что, возможно, новая услуга от Google направлена и на обеспечение поддержки проекту Google TV — платформе, которая также в будущем позволит телезрителям получать доступ к интернет-контенту при помощи обычного телевизора.
Само по себе открытие сервиса просмотра видео через интернет не исправит ситуацию с нелегальным видео, считают аналитики. До тех пор пока будут существовать торренты и файлообменные сети, пользователи предпочтут бесплатно скачивать фильмы с них.
«Однако в том случае, если будет найден способ борьбы с незаконным распространением контента в сети, нужно будет предложить пользователям достойную альтернативу. И вот тут YouTube придется как нельзя кстати», — считает Скворцов.