В четверг президент Дмитрий Медведев подписал указ, упраздняющий Федеральное агентство по информационным технологиям (Росинформтехнологии, ФАИТ). Его функции возложены на Минкомсвязи.
Агентство было создано в 2004 году для поддержки и развития российских IT-технологий. В частности, оно было уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области использования электронной цифровой подписи (ЭЦП) в документообороте госструктур. Другое заметное направление деятельности ФАИТ – создание и обслуживание интернет-порталов правительства и Кремля. Кроме того, агентство курировало строительство технопарков и разработку дорогостоящей ФЦП «Электронная Россия». В подчинении у Росинформтехнологий был ФГУП НИИ «Восход» — разработчик ГАС «Правосудие», ГАС «Выборы» и биометрических паспортов (с микрочипом, содержащим биометрическую информацию о гражданине).
Кстати, с изготовлением биометрических паспортов вышел большой скандал. В прошлом году Минкомсвязи объявило очередной тендер на изготовление паспортов. В конкурсе среди прочих претендентов принял участие и НИИ «Восход». Институт ранее уже изготовлял биометрические паспорта и был готов выполнить очередной госзаказ дешевле, чем конкуренты, но тендер тем не менее проиграл. После этого «Восход» на некоторое время отключил систему изготовления паспортов нового поколения, из-за чего их выдача была приостановлена по всей стране. В итоге «Восход» все-таки отдали заказ на паспорта, но НИИ был переподчинен напрямую Минкомсвязи.
В январе 2010 года был отправлен в отставку 65-летний глава агентства генерал Владимир Матюхин (в прошлом шеф ФАПСИ). После этого эксперты заговорили, что Росинформтехнологиям осталось недолго существовать.
Расформирование Росинформтехнологий связано с оптимизацией управления, пояснил глава Минкомсвязи Игорь Щеголев: «Основная часть работ, которая касалась «электронного правительства», задач, которые были связаны с агентством, перешла напрямую к Минкомсвязи».
Министр добавил, что «это просто фиксирование того положения дел, которое сложилось». «Мы хотим быть ближе к отрасли, стать для нее «единым окном», — добавил замглавы Минкомсвязи Илья Массух.
Упразднение агентства — это логичный финал неудачной административной реформы в информационной индустрии, убежден председатель совета директоров Института развития информационного общества Юрий Хохлов. «Но сможет ли Минкомсвязи, получившее в наследство функции упраздненных Росинформтехнологий, при сегодняшней расстановке приоритетов решить проблемы развития отрасли — большой вопрос. В последние два года наблюдались антирыночные решения, которые не способствовали развитию информационной индустрии. Чего только стоит передача львиной доли средств ФЦП «Электронная Россия» без конкурса «Ростелекому». Пора бы уже и осмыслить результаты управления отраслью в ручном режиме», — говорит Хохлов.
«Это чисто бюрократическая реорганизация. Росинформтехнологии в последний год мало что значили. Что было это агентство, что не было. Проблема не в самой структуре, а в людях», — считает председатель совета директоров Лиги независимых экспертов в области IT Сергей Карелов.
Нынешняя трехуровневая система органов исполнительной власти – министерство — служба — агентство – была создана в ходе административной реформы в 2004 году. Ее автором считается Дмитрий Козак, работавший тогда в администрации президента. Суть трехуровневой системы – отделение функций контроля от исполнительских функций. Сторонники реформы утверждали, что такая система сделает власть эффективнее и заодно снизит коррупцию. Но уже в 2005 году в новой системе власти была пробита первая брешь — был ликвидирован Россельхоз. Его функции передали в вышестоящий Минсельхоз.
Потом по этой же схеме были ликвидированы Роспром, Росстрой, Росэнерго, Росспорт, Роскультура, Росмедтехнологии и РосОЭЗ. Функции Роскартографии, Роснедвижимости и Росрегистрации были переданы вновь образованному Росреестру. В этом году процесс ликвидации агентств продолжился – президент упразднил Роснауку, Рособразование и передал их функции Министерству образования и науки РФ. При этом в структуре правительства было создано два новых федеральных органа власти — Росрыболовство и Росмолодежь. Росатом, имевший статус федерального агентства, был преобразован в одноименную госкорпорацию.
Уже спустя три года после начала административной реформы власти признали, что погорячились с внедрением в России трехуровневой системы. «Мы создали такую систему управления на уровне правительства, где министерства являются методическим центром, а ряд других структур занимается либо субстантивной работой, либо контрольными функциями. Стало ясно, что это для нашей действительности неэффективная модель», – заявил в 2007 году тогдашний президент Владимир Путин на встрече с участниками дискуссионного клуба «Валдай».
Трехуровневая система исполнительной власти действительно никак не может прижиться в России. «На уровне умозрительном и когда чертили стрелочки на бумаге по западным образцам, все выглядело логично, но на деле оказалось нежизнеспособным», — говорит член Общественной палаты Вячеслав Глазычев.
«У агентств и служб не было реальной самостоятельности, они оказались зависимы от вышестоящих министерств и финансово, и организационно, неудивительно, что трехуровневая система дает сбои», — подтверждает руководитель практики госконсалтинга ООО «Бизнес-решения» Алексей Калинин.
Чтобы исполнительная власть работала эффективно, нужно большую часть госфункций передать в сферу бизнеса. «Многие госфункции и денежные ресурсы нужно передать в деловую сферу, изъяв ее из бюрократической, при этом государство, безусловно, должно контролировать исполнение», — полагает Глазычев.
«В России плохая бюрократическая логистика, государство у нас рыхлое и неэффективное»,
— согласна руководитель центра изучения элиты Института социологии РАН Ольга Крыштановская. По ее словам, в России сейчас фактически два правительства, одно подчиняется премьеру, другое президенту, есть службы с полномочиями министерства, как, например, ФСБ, есть госкорпорации, как министерства, все это очень запутанно и непродуманно.