British Petroleum заявила, что ей удалось остановить утечку нефти в Мексиканском заливе. Такой результат дала начавшаяся во вторник операция Static kill, суть которой заключается в закачке в фонтанирующую скважину тяжелой буровой жидкости, а затем цемента. Именно благодаря гидростатическому давлению буровой жидкости и удалось остановить утечку.
Катастрофа в Мексиканском заливе произошла 20 апреля, когда на нефтяной платформе ВР Deepwater Horizon прогремел взрыв, в результате которого погибли 11 человек. После многочасового пожара 22 апреля платформа затонула, что и повлекло за собой утечку нефти, остановить которую ВР не могла по сей день. Ранее представители компании заявляли, что утечка будет остановлена именно в начале августа.
Разлив нефти в Мексиканском заливе признан крупнейшим в истории:
с момента аварии в акваторию залива вылилось в общей сложности 4,9 млн баррелей, правда, 0,8 млн баррелей ВР сумела откачать.
До последнего времени в сутки вытекало около 80 тысяч баррелей, которые собираются специальными кораблями и куполами.
На ликвидацию последствий аварии British Petroleum уже потратила около $4 млрд (в эту сумму вошли затраты на собственно ликвидацию последствий разлива, герметизацию скважин, строительство дополнительных разгрузочных скважин, призванных снизить давление нефти, и выплаты по искам). Кроме того, американские власти обязали компанию внести $20 млрд на счет независимого фонда — эти деньги также пойдут на компенсацию ущерба пострадавшим.
Но самый большой ущерб понесла капитализация компании. В начале июля ВР стоила $84,6 млрд — более чем в два раза дешевле, чем до катастрофы. Но в июле же акции компании начали расти — в основном на новостях о продаже активов (затраты на ликвидацию последствий аварии заставили ВР разработать и начать реализовывать программу продажи активов в общей сложности на $30 млрд). На начало текущей недели капитализация компании составляла порядка $120 млрд, однако уже на момент закрытия торгов во вторник ВР стоила $125,2 млрд. И, очевидно, на новости о прекращении утечки бумаги ВР будут продолжать расти.
Однако ликвидация собственно утечки — не конец проблем для British Petroleum. «ВР еще предстоит выплатить компенсации и штрафы — это десятки миллиардов долларов, — напоминает аналитик ИК «Метрополь» Алексей Кокин. — Но, что более важно,
недостаточный уровень безопасности эксплуатации нефтяной платформы может быть расценен как уголовное преступление,
и не исключено, что отдельные лица в ВР подвергнутся уголовному преследованию».
Пока же со своим постом придется распрощаться нынешнему президенту ВР Тони Хейворду. Он уходит в отставку осенью, его сменит бывший глава российско-британского ТНК-ВР Роберт Дадли. Во вторник Хейворд и Дадли прибыли в Москву и в ближайшие дни должны провести переговоры с вице-премьером РФ Игорем Сечиным, а также российскими нефтяниками — в первую очередь с ТНК-ВР.
Переговоры могут оказаться сложными, так как ранее Дадли был вынужден оставить пост главы российско-британского холдинга именно из-за давления российских акционеров ТНК-ВР Михаила Фридмана, Виктора Вексельбераг и Леонарда Блаватника. Поэтому сложно сказать, как отнесутся российские бизнесмены к тому, что British Petroleum возглавит именно Роберт Дадли.