Мобильный оператор МТС, входящий в «большую тройку» (МТС, «Билайн» и «Мегафон» — лидеры рынка мобильной связи), и сотовый ритейлер «Евросеть» подписали дилерское соглашение. В соответствии с ним 1 августа 2010 года в 62 салонах ритейлера, расположенных в 40 населенных пунктах Приморского края, Читинской области, Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Хабаровского края и Республики Коми, начнется продажа контрактов и оборудования МТС, а также прием платежей от абонентов оператора, отмечается в сообщении МТС.
Таким образом, завершился конфликт между МТС и «Евросетью», длившийся больше года.
Осенью 2008 года «Вымпелком», являющийся основным конкурентом МТС, купил 49,9% акций ритейлера (еще 50,1% принадлежит инвестиционной компании ANN предпринимателя Александра Мамута). В МТС посчитали, что это привело к резкому падению продаж контрактов МТС в салонах «Евросети». В ответ МТС перестала принимать платежи, сделанные через «Евросеть», из-за чего пострадали их собственные абоненты. В апреле 2009 года компании полностью прекратили сотрудничество.
«Мы торговцы. Мы не ведем войн. Мы ведем бизнес. Долгое время мы вообще никак не взаимодействовали с МТС. Сегодня мы нашли точки общего коммерческого интереса. Что будет в будущем, покажет только будущее», — философски комментирует президент «Евросети» Александр Малис.
Условия мирного соглашения стороны не разглашают, но, по словам Малиса, они «вполне стандартны».
«Евросеть» сделала нам экономически выгодное предложение, поэтому мы приняли решение о старте продаж в этих регионах. Мы продолжаем развивать собственную розничную сеть и наряду с этим развиваем партнерские программы», — прокомментировал директор «МТС Россия» Александр Поповский, добавив, что для МТС сотрудничество с «Евросетью» позволяет представить свои продукты и услуги в отдаленных населенных пунктах.
В Москве же и Санкт-Петербурге ситуация никак не изменится – получить услуги МТС в «Евросети» абоненты оператора не смогут.
Для этого им надо обратиться непосредственно в салоны МТС. «Наша сеть (РТК, дочерняя компания МТС, управляет салонами МТС — «Газета.Ru») пока охватывает только крупные города. Там, где есть собственные представительства, мы будем оказывать услуги самостоятельно», — объясняет пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. Исходя из исследований Mobile Research Group, РТК сейчас занимает второе место по количеству собственных салонов: 2160 салон против 4230 у «Евросети». По объему продаж во втором квартале РТК стоит на третьей позиции, занимая 15,5% рынка, тогда как доля «Евросети» составляет 34%, «Связного» — 24,2%.
«Были выбраны те регионы, где собственная сеть МТС не справляется, терпит бедствие», — поясняет ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин, добавляя, что другие операторы заключают с «Евросетью» соглашения о сотрудничестве на всей территории страны. Так, в апреле 2009 года «Евросеть» договорилась с «Мегафоном» о стратегическом партнерстве на полтора года, в течение которых ритейлер должен продать около 7 млн контрактов «Мегафона» за вознаграждение в размере около $170 млн. Похожий договор был заключен и с оператором Tele2.
«МТС и «Евросеть» скорее пришли к компромиссу, а не полноценному преодолению конфликта, которого хотела бы «Евросеть».
Но, выбирая между отсутствием какого бы то ни было сотрудничества и работой в отдельных регионах, она выбирает последнее», — считает Муртазин.
Таким образом, МТС скорее всего будет использовать «Евросеть» до тех пор, пока в регионах, не охваченных собственной сетью РТК, не появятся свои представительства. «Сотрудничество имеет ограниченный масштаб. Это срочный договор, даже я бы сказала кратковременный», — объяснила «Газете.Ru» Осадчая. Когда и по какому плану будут строиться новые представительства, пока неясно. По словам Осадчей, компания оценит целесообразность сотрудничества с независимым ритейлером, но цели обязательного присутствия в этих регионах у нее пока нет. Хотя, как считает Муртазин, средства на расширение собственной ритейлерской сети у МТС имеются.