Российское правительство продолжает привлекать к проекту иннограда в Сколково крупные компании с мировыми именами. Вслед за Boeing, Cisco и MIT в Сколково пропишется немецкий Siemens. Соглашение между компанией Siemens AG и фондом «Сколково» планируется подписать в рамках российско-германских межгосударственных консультаций, которые пройдут 14–15 июля в Екатеринбурге при непосредственном участии президента Дмитрия Медведева и немецкого канцлера Ангелы Меркель.
Соглашение предполагает поставку в течение 10 лет 240 электропоездов Desiro Rus, говорят в пресс-службе российского подразделения концерна Siemens. Ранее РЖД и Siemens уже заключили контракт на 410 млн евро на поставку 38 поездов Desiro для эксплуатации на юге России.
Стоимость одного поезда по этому контракту составляет 10 млн 780 тыс. евро.
Эксперты рынка отмечают, что в зависимости от сроков поставки цена за поезда колеблется лишь на несколько тысяч евро. Таким образом, 240 электропоездов Desiro могут обойтись РЖД более чем в 2,6 млрд евро.
В Siemens отказываются раскрывать подробности сделки. «Детали будут после того, как стороны поставят подписи», — сообщил пресс- секретарь РЖД Дмитрий Перцев.
Между появлением Siemens в Сколково и заключением крупного контракта на поставку электропоездов Desiro прослеживается прямая связь, говорят эксперты. «Точно так же совсем недавно было c американской корпорацией Boeing, — напоминает директор департамента стратегического анализа ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. — У авиастроительной компании уже 15 лет есть в Москве инженерный центр, а теперь часть из сотрудников этого центра переедет в Сколково. Взамен Boeing получает мощный контракт: для «Аэрофлота» он поставит 65 самолетов на $4 млрд». Словом, говорит эксперт:
«мы вам массу льгот и заказы, а вы, будьте добры, переместитесь в наш инноград». Иностранные компании умеют считать деньги и, естественно, не откажутся.
Чем конкретно будет заниматься Siemens в Сколково, неизвестно. Но в любом случае российские инженеры в этом центре будут создавать инновационные продукты не для страны, а для Siemens, говорит эксперт. А РЖД будет продолжать закупать поезда у того же Siemens в промышленных масштабах. «И это называется инновационная экономика? — недоумевает Николаев. – В случае со Сколково форма пока явно превалирует над содержанием. Хотя... потом в Сколково можно будет водить экскурсии и перечислять громкие называния известных фирм».