Со времен распада Советского Союза большинство потребительских товаров стали доступнее для граждан. К такому выводу пришли аналитики аудиторско-консалтинговой компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов). В качестве основы для расчета они взяли среднемесячную зарплату россиянина в 2009 и 1990 годах и подсчитали, сколько единиц того или иного товара можно было купить на нее тогда и сейчас.
Безусловным лидером в списке подешевевших товаров является водка. Она стала доступнее в 5,3 раза.
При среднемесячной зарплате работников в 303 рубля в 1990 году она стоила 18 рублей 20 копеек за литр. В 2009 году при средней зарплате по стране в 18 785 рублей в среднем литр водки в магазине стоил 213 рублей 84 копейки. Соответственно, «если в 1990 году на одну среднемесячную зарплату можно было купить 16,6 литров водки, то в 2009 году – уже 87,8 литров», — отмечает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Второе место в рейтинге занял коньяк, доступность которого возросла в 2,7 раза, с 34,5 до 803,14 за литр. Таким образом, как отмечают аналитики ФБК, «крепкие спиртные напитки стали за годы становления рыночной экономики значительно более доступными». Отрадно, что при этом никакого значительного роста потребления алкоголя на душу населения за прошедшие годы не наблюдалось. По словам Николаева, этот показатель в России остается все эти годы стабильно высоким – около 10 л абсолютного алкоголя на душу населения в год. Генеральный директор компании «Вита-В» Ольга Еременко объясняет поведение водочных цен тем, что у этого товара большой запас относительно низкой себестоимости.
Относительно более доступными для покупателя, согласно рейтингу ФБК, в последние 20 лет стали также репчатый лук, его можно на зарплату купить в 2,5 раза больше, чем в 1990 году. Шампанское и яйца стали примерно в 2,3 раза доступнее, снизилась относительная цена курятины, яблок, растительного масла, картошки и еще целого ряда сельскохозяйственных товаров.
Но целые категории продуктов стали менее доступны для покупателя по сравнению с советскими временами. Например, пиво — его доступность уменьшилась на 7,9%. Относительно дороже стали и другие товары. Так, сыр стал менее доступен на 18,5%, говядина — на 23,2%, а свинина – на 26,4%. Подорожали по сравнению с советскими временами и все мучные изделия: хлеб, макароны и прочее.
Самый же «недоступный» по сравнению с ценами 20-летней давности продукт для россиян – рыба. Если в 1990 году на одну среднемесячную зарплату можно было купить 606 кг мороженой рыбы, то в 2009 году – только 238,8 кг.
Впрочем, речь идет именно о доступности для кошелька. «Стоит учитывать, что то же мясо в 1990 году во многих регионах страны вообще было очень сложно купить», — напоминает эксперт. А, например, макаронные изделия 1990 года, напоминает генеральный директор компании «ФинЭкспертиза Консалтинг» Дмитрий Шустерняк, по своему виду и качеству сильно отличаются от изделий 2010 года — это разные продукты, приготовленные по разной технологии из разного сырья. «Поэтому сравнивать на них цены напрямую, наверное, не совсем корректно. Не стоит забывать и то, что сегодня колебания цен на аналогичные товары в разных регионах России больше, чем были 20 лет назад», — добавляет он.
«Сегодня появилось множество разных продуктов, и ассортимент привычных продуктов тоже стал разнообразнее – ведь раньше было 2 вида молока, 3 хлеба, 5 консервов и т. д. С нынешним ассортиментом сравнить нельзя», — добавляет директор ЦМЭИ BDO в России Елена Матросова. В частности, появились продукты премиум-класса, цены на которые зачастую настолько высоки, что включать их в «средние» показатели просто нельзя. Абсолютно точное сравнение, считает Шустерняк, можно делать только по тем продуктам, которые почти не изменились, к примеру, по картофелю, сахару, муке и т. д. — этих товаров за среднюю зарплату в 2009 году можно было купить больше, нежели в 1990-м, что свидетельствует о росте благосостояния российских граждан.
Впрочем, авторы исследования с этим и не спорят. Представленные данные, считает Николаев, как раз опровергают расхожее мнение о том, что товаров стало больше, но их невозможно купить.
«Зачастую у малоимущих создается впечатление, что все стало гораздо дороже, но это верно лишь отчасти – если раньше все было одного уровня, то теперь люди часто видят товары, которые они хотят купить, но они им не по карману»,
— добавляет Матросова.