Россияне недоедают: потребление мяса и мясопродуктов на 68% ниже нормы, молока и молочных продуктов – на 61%, рыбы – на 56%, яиц – на 88%. Такие данные приводятся в проекте стратегии развития торговли России до 2010 года, разработанном департаментом госрегулирования внутренней торговли Минпромторга. Подобная диспропорция в структуре потребления не в последнюю очередь связана с тем, что кондиционный товар просто не может добраться до покупателя, считают в Минпромторге: в местах производства продукции не хватает современных складских площадей. «Так,
емкость рыбных морозильников всей страны составляет всего 235 тыс. тонн, из них только 7% сосредоточено в Дальневосточном округе, где вылов рыбы превышает 250 тыс. тонн; тогда как в одном только южнокорейском порту Пусан емкость холодильников — 1,2 млн тонн мороженой рыбы»,
— говорится в документе.
Отсутствие современных хранилищ — огромная проблема, соглашаются производители. «Нам нужно как минимум в два раза больше подобных складов», — говорит председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. Их отсутствие ограничивает доступ населения к свежей, натуральной продукции без консервантов, которая, как правило, вкуснее, чем продукция длительного хранения, объясняет он.
Сейчас надо ставить вопрос о строительстве новых логистических центров, которые служили бы промежуточным звеном между регионом производства и несколькими регионами сбыта, говорит директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина.
Но для этого необходимы инвестиции, а они пока идут преимущественно в Москву, Санкт-Петербург, Челябинск и Екатеринбург, где инвесторов привлекает большая емкость рынка.
«Основная причина, по которой мы видим ограниченное число проектов по строительству хранилищ, – это рынки сбыта, — уверена Тюрина. — Ряд регионов вообще не имеют мощностей по хранению, я бы связывала это с нежеланием инвесторов вкладывать в те регионы, где объем потребления не очень большой».
Правда, давняя проблема реализации полученной продукции, требующей переработки, сейчас постепенно для производителей решается, говорит эксперт: «Новые предприятия обязательно предусматривают строительство убойных цехов, в структуру холдинга стараются включать перерабатывающее производство».
Есть и другие причины, почему россияне «недопивают» молока и «недоедают» мяса.
«Двадцать лет назад потребление молочной продукции было на 40% выше, чем есть сейчас, — отмечает Даниленко. — Но не было и особых альтернатив, культура потребления была иной:
завтрак советского гражданина обязательно составлял кефир или молоко с булкой хлеба, а сейчас нет рекламы, которая бы говорила, что стакан молока – это здорово».
Понятие «норма потребления» – весьма относительное, соглашается Тюрина. «Я бы не брала его за основу сегодня, поскольку каждый волен сам для себя решать, сколько ему есть мяса и есть ли его вообще, и не потому, что нет денег, а потому, что не хочется», — говорит эксперт.
Однако качество продукции напрямую влияет на эти потребительские настроения. Так, чем пить молоко длительного срока хранения — а нехватка инфраструктуры переработки и хранения рядом с производством приводит к преобладанию на рынке именно «долгоиграющих» продуктов — потребитель делает выбор в пользу пива и различных безалкогольных напитков. Отсутствие разницы в качестве между импортным и отечественным «перемороженным» мясом и «порошковым» молоком во многом приводит и к засилью импорта, иметь дело с которым проще, говорят эксперты. В молочной продукции доля импорта составляет до 16–17%, это не считая поставок из Белоруссии и Украины, отмечает Даниленко. «А чтобы ограничить импорт и увеличить производство отечественной продукции, нужна хорошая логистическая система».