Рынок товаров легкой промышленности в России по объемам занимает второе место после продуктов питания. «В денежном выражении это 3 триллиона рублей в год (с учетом продукции нетканого и технического текстиля), что составляет третью часть всего годового государственного бюджета страны», — сообщил первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономполитике Владимир Головнев на конференции в РИА «Новости», посвященной ситуации в отечественной легкой промышленности. Неудивительно, что Россия как рынок сбыта оказалась очень привлекательна для иностранных производителей, сумевших занять на нем долю, составляющую почти 80% .
Но сегодня предприятия российской легкой промышленности могут начать отвоевывать у зарубежных производителей некогда утраченные ими позиции на внутреннем рынке, полагает Головнев. Дело в том, что Китай, где сосредоточено по отдельным позициям до 60% мирового производства товаров легкой промышленности, переполнен заказами.
Если раньше российский заказчик мог рассчитывать получить выполненный китайцами заказ через месяц-полтора, то сегодня этот срок у крупнейших предприятий увеличен до 4 месяцев, констатируют эксперты. К тому же китайцы пошли на повышение зарплат своим работникам в 2–2,5 раза.
«И это в совокупности с мерами таможенного регулирования, направленными на пресечение «серого и черного» ввоза продукции легкой и текстильной промышленности на территорию России дает отечественным производителям уникальный шанс, — говорит Головнев. — Понятно, что борьба будет крайне непростой, потому что необходим альянс бизнеса и государства, которому необходимо обратить большее внимание на отрасль».
Этот интерес хоть сколько-то стал проявляться в последние пару лет, говорят эксперты: появилась стратегия развития текстильной и легкой промышленности, было принято решение о ликвидации Черкизовского рынка, где не только реализовывался контрабандный товар, но и производился контрафакт.
Доля нелегального импорта, ввозимого в Россию, сократилась за последнее время с 60 до 40%.
Предприятия отрасли стали получать господдержку, хотя пока «ее можно сравнить с точечным управлением», полагает председатель комитета по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности Торгово-промышленной палаты РФ Борис Фомин: «Субсидии в прошлом году получили 117 предприятий из 14 тысяч, работающих в отрасли». При этом на 300 ведущих компаний приходится до 70% всей производимой продукции. Сегодня в бюджете заложено 320 млн рублей на субсидирование оборотных средств (покупку сырья и материалов предприятиями текстильной и легкой промышленности) и 200 млн рублей на субсидирование процентной ставки ЦБ на покупку оборудования. Но и эти цифры скромные, говорит Фомин: «В Китае на покупку оборудования ежегодно тратится порядка $9 млрд, у нас – 12–15 млн рублей». Но все-таки это раза в три больше, чем в прежние годы, когда доля переоснащения оборудования не превышала 4%, тогда как сейчас 12%.
Этому способствовали и меры по снижению таможенных пошлин на оборудование, которое не производится в РФ, закупки оборудования были освобождены от НДС. Однако условия привлечения инвестиций в отрасль в России на порядок уступают тем, что есть в Китае, Турции, Индии, где производители получают субсидии на энергозатраты, реконструкцию и строительство предприятий, дополняет Фомин.
Но главное, что тревожит сейчас представителей отрасли, — Таможенный союз, который создают Россия, Казахстан и Белоруссия. «Дело в том, что с 1 июля в рамках единого таможенного союза начинают действовать новые таможенные пошлины, — замечает председатель российского профсоюза работников текстильной и легкой промышленности Татьяна Соснина. — В частности, ввозные пошлины на готовую одежду уменьшены с 20% до 10%». Кроме того, возникает проблема с вывозом сырья, в частности кожевенного, через Белоруссию, у которой нет, в отличие от России, вывозных пошлин на сырье.