В ближайшее время старейшая и вторая по величине в Европе после германской TUI британская туристическая компания Thomas Cook выйдет на российский туристический рынок. «Покупка туристической компании России, вероятно, будет завершена в течение нескольких недель после довольно длительных переговоров», — цитирует The Wall Street Journal слова исполнительного директора компании Мэнни Фонтенла-Новоа. При этом он предпочел не указывать конкретное название российской фирмы, с которой завершаются переговоры о приобретении. Но наиболее вероятным объектом покупки считается старейшая российская туристическая компания «Интурист», подконтрольная АФК «Система». В российской компании этот факт подтвердить не удалось: от комментариев там напрочь отказались. Но еще в апреле 2009 года президент «Интуриста» Александр Арутюнов говорил, что стратегия компании предполагает возможное привлечение стратегического партнера из числа глобальных европейских игроков. А в мае президент «Системы» Леонид Меламед подтверждал, что «Интурист» договаривается c Thomas Cook о создании совместного партнерства и речь идет о non-equity partnership — партнерстве компаний, не подразумевающем обмен акционерным капиталом.
Если сделка состоится, то к британцам уйдет туроператорский и турагентский бизнес, а гостиничный бизнес останется в ведении «Интуриста».
По словам Фонтенла-Новоа, сделка будет оформлена после того, как российская компания пройдет все процедуры оценки. «Сделка не будет крупной, речь идет о десятках миллионов фунтов, а не о сотнях, мы будем терпеливы и не заплатим слишком много», — заверил Фонтенла-Новоа.
Терпения Thomas Cook действительно не занимать. О своем желании выйти на российский рынок она заявляла с 2007 года.
Британской компании российский рынок интересен из-за падения спроса среди путешествующих в Западной Европе. В будущем, говорит Фонтенла-Новоа, компания сосредоточится на Китае, Германии и России.
Thomas Cook не станет первой иностранной ласточкой на российском туристическом пространстве. В прошлом году немецкий туристический концерн TUI Travel вместе с компанией S-Group Capital Management, принадлежащей Алексею Мордашову, который также владеет 15% акций TUI, создали СП «ТУИ Россия и СНГ». Ранее — в 2004 году — TUI Travel приобрела по 75% акций крупного турагента VKO Group и туроператора Mostravel. А в 2007 году второй по величине швейцарский туристический холдинг Hotelplan купил контрольный пакет акций московского туроператора «Асент-тревел». В том же году туроператор — компания «Ауринкоматкат», являющаяся «дочкой» авиакомпании FinAir, — приобрел контрольную долю питерского туроператора «Калипсо — мир путешествий».
Вопрос — удачен ли будет выход Thomas Cook на отечественный рынок. «Опыт немецкой TUI показал, что у иностранных компаний это как-то не очень хорошо получается,
— говорит председатель Клуба защиты туристов Дмитрий Давыденко. — Немцы оставили прежний менеджмент, но при этом пытаются применить свои стандарты работы. Но России это не проходит». По его словам, здесь отношения строятся на личных связях. «Только в России можно по одному звонку поднять 10 самолетов, а расплатиться за это вечером, — говорит Давыденко. — У них иные принципы работы: к примеру, если меняют директора компании, компания работать продолжает».