Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении «Евразхолдинга» по факту установления монопольно высоких цен, заявил руководитель ведомства Игорь Артемьев на встрече с премьер-министром России Владимиром Путиным в понедельник. «На прошлой неделе возбуждено дело по монопольно высокой цене в отношении «Евразхолдинга», — сказал он. — Мы исследуем всю цепочку, начиная от рудного сырья, окатышей, коксующегося угля и металлопроката. В ряде отраслей — вы обратили внимание на металлургический комплекс — происходит стремительный рост цен». По словам Артемьева, «в обоснование (этого роста цен) берется неадекватная оценка мирового рынка, раздуваются издержки и входные затраты». Также ФАС беспокоит тот факт, что торговля продукцией зачастую проходит через сеть посредников, в итоге товар продается с наценкой в 20–30%, «то же самое касается некоторых экспортных операций».
Путин сообщил, что также видит тенденцию, наметившуюся в связи с выходом из кризиса и связанную с «непонятным», по его мнению, » желанием в некоторых отраслях поднять цены на продукцию».
«Могут расти издержки, но это совсем не повод для резких скачков по ценообразованию», — отметил премьер.
Для «Евраза» претензии со стороны властей не стали неожиданностью. Проверки со стороны антимонопольщиков действительно были, подтвердил «Газете.Ru» представитель «Евразхолдинга» Алексей Агуреев. «Однако в настоящее время из-за отсутствия документов более подробной информации предоставить мы не можем, — говорит он. — Уверены в полной объективности рассмотрения вопроса со стороны ФАС».
Претензии ФАС в «Евраз» связывают с открытым письмом, которое в начале апреля направил министру промышленности и торговли Виктору Христенко руководитель «Уралвагонзавода» Олег Сиенко. Он сообщил, что за последние месяцы металл для его предприятия подорожал на 30–40%, что ставит под угрозу производство. Доля металла в себестоимости производства составляет порядка 60%.
Не меньше проблем из-за высоких цен на металл возникает и у РЖД. Два месяца назад компания направила письмо в Минэкономразвития (МЭР), в котором обосновала необходимость сдерживания роста цен на продукцию металлургов. Железнодорожники уверены, что резкое увеличение закупочной стоимости металлов не соответствует возможностям внутреннего рынка, ещё не оправившегося от мирового кризиса. Как говорится в письме, особо жёсткую позицию занимают поставщики рельсов и рельсовых креплений, требующие поднять цены сразу на 15–20%, то есть фактически вернуть их на докризисный уровень.
Рельсы РЖД поставляет ООО «Евразхолдинг», который внёс предложение об увеличении цен на 20% с 1 февраля, сократив в феврале-марте в два раза объём поставки рельсов.
Повышение цен на металлургическую продукцию сказалось и на планах компании по закупке вагонов. Как заявил недавно на экспертном совете в Госдуме руководитель «Первой грузовой компании» Салман Бабаев, в первом квартале ему вместо 2500 полувагонов поставили лишь 800, да и то «вагоны за 1,5 млн ещё нужно поискать». Между тем в начале года вагон стоил 1,23 млн.
«Такого роста цен компания РЖД не учитывала, — понимает недовольство железнодорожников аналитик БКС по металлу и углю Олег Петропавловский. — И естественно, компании, которой из-за кризиса и так пришлось существенно сократить инвестпрограмму, не хочется пересматривать уже сверстанный бюджет на 2010 год».
А на днях металлурги предупредили автопроизводителей, что с 1 июля отпускные цены на металл для автозаводов вырастут на 10–30%. Соответствующие уведомления получили крупнейшие российские автопроизводители, в том числе «АвтоВАЗ», «КамАЗ», «Соллерс», «Группа ГАЗ».
«Нельзя сказать, что мы по конкретно чьей-то жалобе стали действовать, — говорит пресс-секретарь ФАС Ирина Кошунина. — Да, жалобы были со стороны потребителей – РЖД, «Уралвагонзавода». Но было и поручение Сечина разобраться в ситуации на рынке». По ее словам, рассмотрение дела должно состояться в течение месяца. «Даже если «Евраз» устранит нарушения, это может лишь смягчить санкции», — говорят в ФАС.
В «Евразе» о компромиссах с потребителями пока не думают. Резкий рост цен на металл, по их мнению, вызван увеличением стоимости сырья и металла на внешних рынках.
С начала года цены на железную руду и металлолом выросли на 35–40%, а за последние два квартала — почти вдвое. На 80% за два квартала подорожал уголь.
«Евраз» действительно монополист по отношению к той же РЖД. Но цены на сырье росли еще больше, — признает Петропавловский. — А металлурги не готовы терять всю маржу».