Корпорация Google представила специальную платформу, позволяющую телезрителям просматривать ролики, доступные в интернете ― на YouTube и других сайтах, а также посещать любые веб-страницы с помощью встроенного браузера Chrome. Специально для этой платформы был разработан графический интерфейс, основным экраном которого станет страница поиска, позволяющая находить нужные фильмы, клипы и передачи не только среди доступных в записи, но и идущие в прямом эфире по спутниковым и кабельным каналам. В том числе и по платным. Как предполагается, поисковые запросы можно будет набирать как с помощью пульта дистанционного управления, так и с помощью специального приложения на смартфоне пользователя. В компании Intel обещают, что качество звука и видео, которые сможет предложить Google TV, будет соответствовать стандарту домашнего кинотеатра.
«Видео нужно смотреть на самом большом, лучшем и ярком экране в доме, и это телевизор. Это не компьютер, не телефон и не нечто среднее», — заявил старший продукт-менеджер Google Риши Чандра на конференции разработчиков Google I/O в Сан-Франциско.
По мнению директора по развитию интернет-проектов «СТС Медиа» Аскара Туганбаева, запуск Google-TV ― это предсказуемый и закономерный проект. «Google просто ждал момента, когда появится технологическая платформа, аналог которой был заявлен Sony ещё в прошлом году», ― добавляет эксперт. Уже в прошлом году Sony продемонстрировала «умный телевизор», который способен на аппаратной платформе получать контент непосредственно от производителей при помощи специально разработанных виджетов, напоминает эксперт.
Под платформу Google TV Sony совместно с Logitech также выпустят специальные телевизоры. О работе над их созданием компании уже сообщили.
Для пользователей же обычных телевизоров, желающих смотреть Google-TV, выпущена специальная телеприставка на основе процессоров Intel Atom.
Приставка работает под управлением операционной системы Android. Для ее подключения нужен лишь разъем HDMI и широкополосный доступ в сеть. Новая приставка будет оснащена технологией дистанционного управления Logitech Harmony, и вместе с ним будет поставляться специальная клавиатура. Также Logitech планирует выпустить для Google TV видеокамеру, которая позволит участвовать в видеочатах. Первые устройства с поддержкой Google TV появятся в продаже в США осенью 2010 года.
Ряд компаний уже заявили об участии в проекте Google. Так, продажей новой техники займется крупнейший ритейлер потребительской бытовой электроники на рынке США и Канады Best Buy. Глава Best Buy Брайан Данн надеется, что новинка будет пользоваться спросом у потребителей. Стоимость приставок и телевизоров пока не сообщается.
Пользовательская база у Google очень большая, поэтому Google-TV в ближайшем времени станет одной из самых крупнейших видеоплощадок в сети,
прогнозирует Туганбаев.
«Уже несколько лет игроки и производители идут к рынку цифрового TV», ― говорит глава Ассоциации интернет-бизнеса Алексей Беляев. Телевизор активно пытаются вживить в интернет. Первая такая существенная попытка произошла в сентябре 2006 года, когда глава Apple Стив Джобс представил вместе с моделями iPod пятого поколения изделие Apple TV. И уже в 2007 году начались его продажи. Apple TV ― это цифровой сетевой мультимедийный проигрыватель, предназначенный для воспроизведения цифрового мультимедийного контента, размещённого в библиотеке iTunes на широкоэкранных ЖК-телевизорах и плазменных панелях. По мнению Беляева,
приход на рынок такого крупного игрока, как Google, ускорит интернетизацию телевидения.
Сообщается, что устройства Google TV смогут адаптировать под свои нужды практически любые операторы в мире, однако в США на первоначальном этапе система будет работать в связке только с одним оператором ― Dish Network. Через этого оператора Google собирается выйти на рынок телерекламы. Не так давно Google инвестировал в телерекламу от 10 до 15 млн долларов, вложившись в стартап Invidi Technologies. Это позволит компании продавать рекламу в сети телеканалов Dish Network.
Юристы пока не видят причин недовольства новой площадкой со стороны правообладателей. «Даже если ролики начнут транслировать по телевидению, ответственность за нарушение авторских прав будут нести пользователи YouTube, разместившие информацию, а не владельцы сайта», считает юрист Юридической Компании «Юков, Хренов и Партнеры» Екатерина Малинина. Ведь при регистрации на сайте и получении аккаунта пользователь соглашается с условиями сайта и обязан подтвердить, что обладает исключительными авторскими и исключительными смежными правами на аудиовизуальное произведение, которое собирается транслировать в сети Интернете. А вот телеканалы и поставщики медиаконтента не слишком заинтересованы в новинке от Google. «У производителей есть своя целевая и лояльная аудитория», ― объясняет Туганбаев. А агрегаторы контента вроде Google не заинтересованы в её сохранении, им важно количество собранного в одном месте контента, а не его качество. В результате из 7―10 роликов, которые за сессию обычно смотрит средний пользователь, он видит 1―2 качественных (с которых часто и начинается просмотровая сессия), а остальные могут быть сняты непрофессионально и не соответствовать качеству серьёзного производителя. Таким образом, зритель получает некачественный контент, да и рекламодатели отворачиваются от профессионала. «Серьёзные рекламодатели типа Adidas или Coca-cola готовы вкладывать деньги в рекламу на хороших роликах. Стоимость такой рекламы обычно 20―30 долларов за 1000 показов», ―рассказывает Туганбаев. Однако престижные рекламодатели совсем не готовы к тому, что их реклама будет идти в смешанном контенте. В таком случае стоимость 1000 показов падает вдвое, до 10―15 долларов и меньше.
Пользователи же, несмотря на проблемы с качеством, с радостью примут новый проект, считают эксперты. «Рынок сейчас готов к инновациям, ― отмечает Беляев. ― Если за последние 20 лет развития телевещания нового было немного, разве что появилось стерео, то сейчас буквально за несколько лет произошло несколько важных прорывов: телевидение высокой четкости, 3D-вещание, спутниковые каналы».
А в будущем и телеканалы будут сами делать подобные площадки, в том числе с использованием интернета, чтобы передавать с них информацию непосредственно на телевизор,
считает Туганбаев. Ведь производители будут заботиться о сохранении лояльной аудитории своего контента. В будущем зрители будут объединяться в социальные сети, в комьюнити вокруг того или иного контента, например сериала, фантазирует эксперт: они будут общаться вокруг него и с его создателями, и, возможно, когда-нибудь таким образом они смогут сами влиять на любимый сериал в онлайн-режиме.