Холдинг «Вертолеты России» ищет новые способы привлечь внимание потенциальных покупателей. После недавних громких заявлений, касающихся создания военного вертолета пятого поколения, компания выступила с новыми, не менее амбициозными, планами. На этот раз речь идет о создании так называемого скоростного вертолета. «Это рабочее название проекта. Главная его задача – повышение транспортной эффективности вертолета», — рассказал на выставке HeliRussia-2010 в Москве исполнительный директор компании Андрей Шибитов.
«Главное — создать аппарат с повышенной скоростью, вертикальным взлетом и экономически эффективный. На сегодня мы для себя определили этапность создания такого аппарата. Наша главная задача на ближайшие 3–5 лет – создать аппарат с повышенной транспортной производительностью за счет достижения крейсерской скорости в районе 350 км/час. Вторая задача – достижение скорости в 450–500 км/час. На это потребуется не менее 10–12 лет », — сказал Шибитов. Сейчас вертолеты летают со средней скоростью 230–270 км/час.
Более того, руководство холдинга видит и более далекие перспективы.
После достижения скоростей 450–500 км в час не исключено появление концепта, способного развивать скорость 800 км в час. «Это голубая мечта всех вертолетчиков – летать так же, как региональные самолеты.
Думаю, это потребует гораздо большего времени», — оговорился, впрочем, Шибитов.
«Увеличение скорости вертолетов — мировой тренд, — говорит замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. – Это естественное явление, технический прогресс». У американцев, например, уже есть свой скоростной вертолет.
Sikorsky X-2, способный развивать скорость до 460 км в час, считается самым быстрым и перспективным вертолетом в мире. Мы же, как обычно, догоняем.
Впрочем, даже инновационное запаздывание не мешает «Вертолетам России» в последние годы успешно продавать старые, но хорошо зарекомендовавшие себя модели, такие, например, как Ми-17. По словам гендиректора корпорации «Оборонпром» Андрея Реуса, холдинг «Вертолеты России», который входит в корпорацию «Оборонпром», «законтрактован практически на два года вперед». Правда доля продаж на мировом рынке по-прежнему невелика. Сейчас российское вертолетостроение занимает около 4% мирового рынка. В 2009 году холдинг произвел около 220 машин (как гражданских, так и военных). Около 70% экспортируется, 30% идет на внутренний рынок.
Но холдинг полон решимости отвоевать утерянные в 90-е позиции. К 2015 году «Вертолеты России» рассчитывают выйти на 15% мирового рынка, по крайней мере так декларируется. В ближайшие годы рост производства вертолетной техники в России составит не менее 20%, уверен Андрей Реус. «Темп роста 20% в год нас устраивает, и мы будем его придерживаться. Но есть еще вызов рынка», — сказал он.
Желание нового холдинга пропиариться понятно, говорят эксперты. Нужно показать, что активы объединяются, работа идет, а бюджетные деньги осваиваются целевым образом. «Производство у холдинга действительно растет. Правда утверждать, что это заслуга конкретно «Вертолетов России», а не результат того, что просто рынок пошел вверх, я бы не стал», — говорит Макиенко.