«Декларируемая Росавиацией забота о необходимости наведения порядка на рынке чартерных перевозок для обеспечения безопасности полетов фактически превратились в издевательство над пассажирами», — заявила порталу «Интерфакс-Туризм» пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. «Почему авиационные власти, ссылаясь на формальный повод, потакают действиям, очень напоминающим рейдерство?» — недоумевает Тюрина.
Столь жесткие заявления последовали после вчерашней истории, когда авиакомпания SkyExpress не смогла осуществить свой чартерный рейс в Ларнаку (Кипр). Запретила перевозку Росавиация. Отказ объяснялся тем, что рейс в Ларнаку не был согласован с назначенным на этой линии авиаперевозчиком — «Аэрофлотом».
«Согласно приказу № 92 Минтранса РФ, на тех маршрутах, где требуется согласование с назначенными перевозчиками на выполнение чартерных полетов, авиакомпании должны их получить. Только на основании этих согласований Росавиация выдает допуски на выполнение нерегулярных рейсов.
В том случае, если авиакомпания не получила согласования, Росавиация не вправе выдавать допуск на выполнение рейса», — говорится в заявлении ведомства. В результате 131 пассажир, направлявшийся на отдых, вылетел почти с двухчасовым опозданием. Более того, им были доставлены дополнительные неудобства: после посадки в аэропорту Внуково на борт SkyExress их попросили выйти и на автобусе перевезли в другой аэропорт — Шереметьево. Вместо SkyExpress рейс выполнила компания «Аэрофлот».
Инцидент эксперты не считают случайным. На днях глава Росавиации Александр Нерадько призвал максимально учитывать интересы регулярных авиакомпаний перед чартерными и добиться перераспределения рынка в сторону регулярных перевозок. Реакция «Аэрофлота» на слова главы Росавиации не заставила долго ждать. В минувший вторник «Аэрофлот» заявил, что привлечение чартерных компаний на маршруты Москва — Ларнака и Москва — Ираклион, на которых он является назначенным перевозчиком, нанесет ему экономический ущерб и он готов сам полностью удовлетворить спрос на этих направлениях.
Решение Росавиации стало полной неожиданностью для SkyExpress: с марта «Аэрофлот» никак не реагировал на запросы компании о согласовании маршрутов, и ведомство регулярно выдавало разовые разрешения на полет. «Чартерные программы планируются как минимум за месяц, и Росавиация вполне могла бы заблаговременно предупреждать об отказе в полетах, а не делать этого в такой форме накануне вылета», — пожаловался «Транспорту сегодня» представитель SkyExpress Виталий Коренюгин.
По сути, авиакомпанию вынудили обратиться за помощью в перевозке пассажиров к «назначенному перевозчику». При этом за перевозку своих же пассажиров SkyExpress пришлось доплатить «Аэрофлота» примерно по 50 евро с пассажира.
В «Аэрофлоте» дополнительные траты лоукостера считают оправданными: ответственность за сложившуюся ситуацию должен нести сам SkyExpress. В «Аэрофлоте» говорят, что выполнение перевозок SkyExpress по маршруту Москва — Ларнака — Москва было согласовано только до 16 мая и поэтому лоукостер не должен был продавать билеты на это направление.
Кстати, обезопасить себя от вероятных проблем перевозчики, осуществляющие чартерные рейсы, пытались. «Трансаэро», «Оренбургские авиалинии», «Атлант-Союз», «ВИМ-Авиа», «Таймыр» и SkyExpress в мае обращались в Минтранс с просьбой отказаться от практики согласования с так называемыми назначенными перевозчиками программ чартерных полетов. В частности, из списка предлагалось убрать такие направления как Варна, Бургас, София (Болгария), Ларнака (Кипр), Ираклион, Салоники (Греция), Зальцбург, Инсбрук (Австрия), Рим, Милан, Венеция (Италия), Подгорица (Черногория), Карловы Вары, Прага (Чехия), Монастир и Джерба (Тунис).
«Отсутствие четких и прозрачных критериев, используемых Росавиацией при выдаче разрешений на выполнение чартерных программ, негативно сказывается на деятельности перевозчиков и туроператоров, а также ставит под угрозу перевозку российских пассажиров на наиболее востребованных направлениях»,
— говорится в письме компаний. Минтранс на него пока никак не отреагировал.
«Не исключено, что в дальнейшем подобные случаи продолжатся. Произойдет это в том случае, если Росавиация решит жестко следовать приказу № 92», — говорит руководитель консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. До сегодняшнего дня эта норма никому особенно не мешала, и поэтому ее никто не соблюдал: Росавиация выдавала разрешения, подразумевая, что назначенные перевозчики не возражают. Однако времена изменились: «Арофлот» стал возражать, и это ставит под угрозу чартерные контракты других авиакомпаний. «Дальше все будет зависеть от той стратегии, которую выберет регулятор. Или он решит двигаться в сторону монополизации, или либерализации», — говорит эксперт.