Главному санитарному врачу Геннадию Онищенко пришлись не по душе слова посла Швейцарии в Москве Вальтера Гигера о претензиях Роспотребнадзора к деятельности Nestle в России. «Конфликт уже начал успокаиваться, но заявление посла Швейцарии, о котором мне стало известно, находится далеко за гранью элементарной вежливости, — высказал Онищенко свое негодование «Интерфаксу». — Оно заставляет меня перевести разговор в судебную плоскость». По его словам, посол даже не попытался разобраться в сути претензий.
«Это вынуждает нас обратиться в суд, и если дело до этого дойдет, то судебное разбирательство с Nestle будет максимально прозрачным для российских потребителей и СМИ», – заверил Онищенко.
Что именно такого сказал посол, глава Роспотребнадзора не уточнил. В пресс-службе ведомства «Газете.Ru» на этот вопрос также не смогли ответить. Пресс-атташе посольства Швейцарии тоже не располагал информацией по этому поводу. В понедельник Вальтер Гигер выступал на конференции «Инновации и доверие — необходимые условия для экономического роста» в Торгово-промышленной палате, но, как уверяют очевидцы, не упоминал о Nestle.
Однако о настроениях посла нетрудно догадаться. Атака Роспотребнадзора на швейцарскую компанию продолжается уже пости месяц. 21 апреля Nestle было отказано в выдаче разрешения на поставку из Финляндии детского пюре с говядиной. Онищенко объяснил это «ослаблением технологической дисциплины» в компании. Для компании это стало полной неожиданностью, новость там узнали из СМИ. Недавно производитель получил официальное уведомление по почте, где сказано, что отказ в регистрации связан с подачей неполного пакета документов.
26 апреля Роспотребнадзор сообщил еще об одном запрете — о приостановке поставок из США консервов из мяса птицы Gerber Products, которая входит с 2007 года в Nestle. В этом пюре надзорный орган подозревал наличие хлора. Официального письма об этом компания не получила до сих пор. По мнению директора по корпоративным делам Nestle в России Андрея Бадера, речь может идти только о том питании, которое есть в остатках, поскольку после 1 января, когда вступил запрет на поставку американской курятины, обработанной хлором, питание из такого сырья в Россию не завозится.
Следом Онищенко выявил нарушения в деятельности российских филиалов компании. Он нашел, что на некоторых предприятиях Nestle (их в России 13) «неоднократно отмечались несоответствия санитарным правилам производственных помещений».
Якобы «бедным работникам продают продукцию предприятия с истекшим сроком годности, обедать им приходится в столовых, которые содержатся в ненадлежащем состоянии, и вода на предприятии несоответствующего качества». А еще, по словам Онищенко, предприятия Nestle «выбрасывают вредные вещества в атмосферу, шумят, это является причиной жалоб граждан, живущих рядом с фабриками, на плохое самочувствие». Все это, по мнению главы ведомства, «свидетельствует о системных нарушениях, которые требуют принятия мер».
Имея огромное хозяйство, невозможно быть абсолютно идеальным, признает Бадер: 90% продаваемой в стране продукции Nestle в России и производится, на предприятиях Nestle в России занято порядка 7 тысяч человек. Но у компании «никогда не было существенных нарушений. Мелкие несоответствия устраняются компанией в установленные сроки по согласованию с контролирующими органами. Все предписания, выданные Роспотребнадзором в отношении деятельности филиалов компании, выполнены или выполняются», добавляет он. «Все наши предприятия сертифицированы по ISO — независимой международной организацией SGS, которая проводит международную сертификацию производственных объектов на соответствие стандартам качества, безопасности и охраны окружающей среды», — заявил Бадер.
Руководство и акционеры Nestle на прошлой неделе направили письмо первому заместителю председателя правительства Игорю Шувалову по поводу «несправедливых» претензий Роспотребнадзора к компании.