Начиная со вторника министерство транспорта США будет наказывать авиаперевозчиков за задержку самолета с пассажирами на борту на взлетно-посадочной полосе более чем на три часа. При этом максимальный размер штрафа составит $27,5 тыс. на пассажира, то есть для самолетов среднего размера — как Boeing 737 — общая сумма штрафа может превысить $5 млн. Закон призван бороться с многочисленными задержками внутренних рейсов, которых с февраля 2009 года по февраль 2010 года, по статистике, было допущено 903.
В числе недобросовестных перевозчиков US Airways и American Airlines, крупнейшие национальные авиакомпании. Сами перевозчики инициативу властей оценивают скептически, а эксперты указывают на несколько способов не платить высокие штрафы за задержки — как, например, держать самолет пристыкованным к посадочному рукаву или просто отменить рейс.
Похожие штрафы для авиакомпаний уже давно действуют в Европе, говорит руководитель аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев. А вот
в России, где только с начала года по вине авиакомпаний более чем на два часа был задержан 901 рейс, прямых штрафов, взимаемых авиационным регулятором — Росавиацией, не существует.
«У нас не штрафуют, но авиакомпании должны предоставлять пассажирам комфортные условия ожидания», — говорит Пантелеев. Кроме того, недовольным пассажирам выплачивается компенсация. «Но компенсации пассажирам и штрафы в пользу некоего надзорного органа — это разные вещи», — говорит Пантелеев.
Вряд ли Росавиация пойдет по американскому пути, считают эксперты. Российские авиакомпании задерживают рейсы по характерным причинам. «У большинства авиакомпаний мало самолетов, а расписание построено плотно. И, хотя на резервирование рейсов выделяется борт, в случае возникновения сбоя не всегда удается оперативно заменить «остановившийся» самолет», — говорит Пантелеев. Здесь меры простые:
надо на резервирование закладывать дополнительные мощности, но большинство наших авиакомпаний и так еле сводят концы с концами, и в Росавиации это понимают.
В том, что Росавиация не введет штрафы наподобие американских, уверены и сами авиаперевозчики. «Задержки зачастую происходят не только по вине авиакомпаний, но и аэропортов, чья инфраструктура сильно изношена, и из-за плохих метеоусловий. И, хотя мы не несем ответственность за погоду, мы все равно размещаем людей и кормим их, хотя, по идее, форс-мажор — это спорная ситуация. Кроме того, наш авиарынок до сих пор непрозрачный: Росавиация только недавно стала публиковать информацию о задержках рейсах, причем по просьбе самих перевозчиков, которые уже устали от несистематичности регулятора», — говорит представитель одного крупного перевозчика, пожелавший остаться неизвестным.
В России свыше 90% аэропортов укомплектованы техникой, практически выработавшей сроки службы, признавал бывший глава Росавиации Геннадий Курзенков. В 2007 году, когда проблема с задержками чартеров обострилась, он грозил непунктуальным перевозчикам не штрафами, а ограничением числа рейсов вплоть до запрета летать по какому-либо направлению.
Штрафы со стороны Росавиации, если она решится на них, станут нерыночной мерой, говорят в одной из самых непунктуальных, по данным Росавиации, авиакомпаний этого года — Sky Express. «Перевозчик и сам не заинтересован в задержках, ведь он в такой ситуации теряет клиента», — говорит пресс-секретарь Sky Express Виталий Коренюгин.