Руперт Мердок инвестирует в новый медиабизнес: подконтрольная магнату News Corporation собирается открыть музыкальный проект осенью 2010 года. Декларируемая цель нового детища Мердока, получившего называние Beyond Oblivion, — дать бой компаниям — нарушителям авторских прав.
Представители Beyond Oblivion, сообщает издание Financial Times, уже начали переговоры со звукозаписывающими компаниями, производителями компьютеров и смартфонов, а также интернет-ресурсами. Предполагается, что компания будет делать авторские отчисления создателям музыки, а также оплачивать услуги провайдеров по предоставлению широкополосного интернета. Полная сумма инвестиций не раскрывается, однако создатель Beyond Oblivion музыкальный продюсер Адам Кидрон заявил, что стартап выплатит более $100 млн музыкальным компаниям в течение пяти лет. Интернет-пользователи смогут бесплатно, безлимитно и на легальных основаниях прослушивать музыкальные треки.
Официально заявлено, что
зарабатывать стартап планирует за счет продажи пользователям премиальных аккаунтов.
Эксперты расходятся во мнениях, будет ли проект успешным. По мнению совладельца агентства «Новый интернет» Константина Максимюка, идея Мердока может очень понравиться крупным производителям мобильных устройств, например Nokia: «Глядя на успех Apple Store, сегодня все пытаются найти вариант, как «выжать» по максимуму из идеи платной продажи музыки». Впрочем, считает Максимюк, Apple Store – это культ, и те, кто покупает там музыку, никогда не перейдут в другие проекты. Поэтому, просто создав очередную платформу по распространению легального контента, «откусить от пирога под названием «продажа легального контента» не получится даже у Мердока».
Успех проекта будет зависеть и от того, чем именно стартап будет заманивать пользователей платных аккаунтов. «Я считаю, что привлечь относительно небогатую молодежную аудиторию, которая много скачивает современной музыки, им не удастся.
Можно сделать ставку на так называемый золотой фонд музыки (классические рок-композиции 80-х годов) и попытаться привлечь состоявшихся, обеспеченных меломанов, которые готовы немало заплатить за, например, раритетный трек или редкий альбом»,
— предлагает Максимюк. Кроме того, по словам эксперта, возможна работа с так называемыми custom-запросами, когда пользователю будут находить редкие записи, давать в качестве бонусов коллекционные сувениры и прочие эксклюзивные вещи, которые ценятся определенной аудиторией.
В любом случае тот факт, что такой успешный медиабизнесмен как Мердок решил инвестировать в стартап по продаже музыки, по мнению одного из основателей сервиса по продаже легального контента imobilco.ru Николая Белоусова, говорит о том, что старые схемы сотрудничества с правообладателями перестают работать. «Сейчас тестируются новые модели, и ключевой показатель успеха в этом проекте — как они сумеют договориться с правообладателями», — добавляет Белоусов.
В России, уверен Максимюк, проект точно не будет успешен: Мердок не заинтересуется российским рынком. Ведь «у нас пока есть слишком много возможностей скачивать контент бесплатно». В рунете, напоминает генеральный директор Soundkey Соня Соколова, уже есть подобные сервисы. Например, с конца августа 2009 года пользователи «Яндекса» могут бесплатно прослушивать музыку прямо на странице результатов поиска. По словам пресс-секретаря «Яндекса» Очира Манджикова, поисковик таким образом привлекает пользователей, отвечая на их музыкальные запросы. Интерес к музыке у пользователей велик. Если верить статистике, количество музыкальных запросов в «Яндексе» составляет 4% от общего количества запросов (более 100 млн ежедневно). «Да и Yota предлагает такую же услугу пользователям, причем компании не продают премиум-аккаунты, а все расходы автоматически закладывают в маркентинг для привлечения пользователей и рекламодателей», — рассказывает Соколова.
Потенциально этот рынок оценивается больше чем в $70 млрд. Причем, согласно данным IFPI (Международной федерации производителей фонограмм), 19 из 20 треков по всему миру загружаются нелегально.