Успешные газовые договоренности с Москвой подвигли украинского президента на расширение сотрудничества в этой сфере. В четверг Виктор Янукович предложил России принять участие в модернизации газотранспортной системы Украины в качестве альтернативы проекту «Южный поток». «Потому что «Северный поток» уже не остановить, он строится», — пояснил он.
По мнению украинского президента, процесс модернизации ГТС должен состоять из трех этапов: строительство газопровода Богородчаны — Ужгород, установка нового оборудования и строительство новой трубы рядом с уже существующей. Только первые два пункта, подчеркнул Янукович, позволят увеличить прокачку газа через ГТС на 30—35 млрд кубометров (сейчас система способна прокачивать 120 млрд кубов).
Увеличение мощности на 30 млрд кубов потребует более $1 млрд инвестиций, подсчитывает аналитик ИК «Финам» Александр Еремин. Для сравнения, «Южный поток», который превзойдет предполагаемое расширение ГТС лишь в два раза (проектная мощность проекта — 63 млрд кубометров в год), обойдется в 8,6 млрд евро.
Правда, общая стоимость полной модернизации всей газотранспортной системы Украины, по разным оценкам, составит от $10 млрд до $20 млрд. Тем не менее, говорит глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин, сейчас строить «Южный поток» можно исключительно из упрямства. «По прогнозам Energy Information Administration (независимое агентство в составе министерства энергетики США), в 2030 году спрос на импортный газ в Европе вырастет примерно на 130 млрд куб. м, — рассказывает эксперт. — Хорошо, если «Газпрому» удастся получить четверть этого объёма».
В этом случае европейский экспорт российской монополии составит 190 млрд кубов в год, что ниже суммарной мощности уже действующих газопроводов. Иными словами, Россия вполне могла бы обойтись не только без «Южного», но и без «Северного потока».
Кремль благосклонно смотрит на идею модернизации украинской ГТС. «Мы поручили российско-украинскому подкомитету по сотрудничеству интенсифицировать работу, — сообщил в четверг Минэнерго РФ Сергей Шматко. — Мы от этой идеи не отказываемся».
Как будет выглядеть консорциум, пока неизвестно. По мнению Еремина, это может быть как модель, используемая в сотрудничестве с Белоруссией (стороны владеют по 50% «Белтрансгаза»), так и трехсторонний консорциум с участием западных инвесторов (такой вариант обсуждался в период президентства Виктора Ющенко). «Но, даже если будут присутствовать иностранные инвесторы, они получат меньшую долю в консорциуме, чем Россия», — полагает Еремин.
Ранее специалисты говорили, что Россия не будет участвовать в модернизации украинской ГТС, если ей предложат долю меньше 50%. Но в этом случае иностранным инвесторам, которых Украина также хочет видеть в консорциуме, ей пришлось бы выделять долю из своей собственной, что автоматически сделало бы Россию владельцем самого крупного пакета. А на это, как полагают эксперты, Украина не пойдет.
Между тем и Россия окончательно переориентироваться с «Южного потока» на украинскую ГТС, скорее всего, не будет. «Южный поток» задумывался именно как газотранспортный путь в обход Украины, который теперь, в связи с налаживающимися отношениями, вроде бы и не нужен. «Но транзитная страна все равно остается транзитной страной, и риски никуда не исчезают, — напоминает аналитик ФК «Открытие» Вадим Митрошин. — Сегодня все идет без эксцессов, однако кто поручится, что так будет и в будущем?»
Поэтому, полагает эксперт, Россия окончательно от «Южного потока» не откажется и, вероятно, будет реализовывать оба проекта параллельно.