«Газпром» хочет объединить подконтрольные ОГК-2 и ОГК-6 в единую компанию, сообщил глава «Газпром энергохолдинга», управляющего активами «Газпрома» в электроэнергетике, Денис Федоров. «Со временем мы из двух компаний сделаем одну», — сказал он «Интерфаксу». Речь идет о переходе компаний на единую акцию. Детали объединения проработает консультант, которого «Газпром энергохолдинг» планирует нанять в течение месяца. Гендиректором компании назначен глава ОГК-6 Алексей Митюшов. Проработка возможного объединения ОГК-2 и ОГК-6 велась «с момента их приобретения».
В настоящее время идет оценка стоимости ОГК-2 и ОГК-6, анализируются доли «Газпрома» в обеих компаниях для принятия решения, на базе какой из компаний произойдет объединение. После этого будут рассчитаны коэффициенты конвертации. С миноритариями ОГК-2 и ОГК-6 «Газпром энергохолдинг» объединение компаний не обсуждал. «Газпром энергохолдинг» после объединения ОГК-2 и ОГК-6 останется акционером объединенной компании и будет осуществлять управление.
Пресс-секретарь «Газпром энергохолдинга» Мария Фролова пояснила, что одной из целей объединения является оптимизация численности сотрудников. По ее словам, конкурс по выбору консультанта для разработки стратегии развития энергоактивов «Газпрома» с учетом объединения будет объявлен в ближайшее время.
По подсчетам экспертов,
в результате появится компания с установленной мощностью в районе 17 ГВт, что сопоставимо с активами еще одного крупного инвестора в энергетику — «КЭС Холдинга» Виктора Вексельберга.
Объединение позволит скоординировать управление двумя ОГК в одном конкретном центра, так что определенная синергия будет — по крайней мере, в том, что касается экономии на административных издержках, управленческих расходов, соглашается руководитель аналитического управления ИФК «Алемар» Василий Конузин .
Однако
эпохальное разделение сектора генерации во времена реформы Анатолия Чубайса может быть поставлено по вопрос. Все владельцы генкомпаний начинают постепенно объединять свои активы. По этому пути уже пошел тот же КЭС Виктора Вексельберга.
Поэтому разделение когда-то общей генерации в рамках РАО ЕЭС на шесть ОГК и четырнадцать ТГК может быть поставлено под вопрос.
Между тем нынешние власти совсем не против слияния. Комментируя намерение «Газпром энергохолдинга» объединить входящие в него ОГК-2 и ОГК-6, замглавы Минэнерго Андрей Малышев отметил, что считает это решение в целом правильным. Впрочем, когда-то возможность того, что маятник качнется в обратную сторону — укрупнения активов вместо демонополизации, предполагал и сам Чубайс.
На бирже РТС
на новостях о слиянии бумаги ОГК-2 выросли на 83,08%, до $0,0595, ОГК-6 — на 56,04%, до $0.0399.
«Сегодня динамика котировок ОГК-6 уже существенно превзошла динамику по ОГК-2. Скорее всего, это связано с недооцененностью ОГК-6 по сравнению с ОГК-2 по мультипликатору «стоимость компании — установленная мощность»: здесь превосходство ОГК-2 существенное — около $220 против $170. В дальнейшем динамика будет определяться коэффициентами конвертации при объединении этих компаний», — отмечает Роман Габбасов из ИК «Проспект». Кроме того, ОГК-2 и ОГК-6 имеют существенные различия по качеству активов. ОГК-2 отличается наиболее «молодыми» и эффективными станциями, тогда как топливная эффективность ОГК-6 является одной из худших в сегменте ОГК, считает Денис Круглов из «Финама».
Кроме того, ОГК-2 демонстрирует лучшие финансовые показатели из-за своей большей эффективности, что и было отражено в текущих рыночных котировках — здесь преимущество ОГК-2 бесспорное. Но в конечном итоге все будет определяться параметрами обмена, которые выдаст консультант «Газпром энергохолдинга».При этом, скорее всего, до выхода конкретных данных динамика роста будет преобладать у ОГК-6 — все-таки здесь наблюдается существенная недооценка по основному мультипликатору, на который ориентируется рынок, полагает Габбасов.
Не исключено, что газовая монополия на этом не остановится. Источник в одной из структур «Газпрома» сообщает, что в объединении энергоактивов могут принять участие не только ОГК-2, но и ОГК-6, но и некоторые станции ТГК-1 (также подконтрольна монополии), а также другие активы, определить которые предстоит по итогам работы консультанта и оценки целесообразности. Однако синергия в слиянии ОГК и ТГК не столь однозначна: для ТГК основной бизнес тепловой, отмечает Екатерина Трипотень из «Совлинка».