Россия налаживает энергетические отношения с Катаром. Премьер-министр РФ Владимир Путин на встрече с министром иностранных дел Катара Хамадом бен Джасемом аль-Тани, состоявшейся в среду, заявил, что Россия и Катар должны согласовывать свои действия на рынках сырья. «Катар для нас — очень интересный партнер, — сказал Путин. — Прежде всего, потому что и Катар, и Россия — крупнейшие в мире производители углеводородного сырья, прежде всего газа, и здесь очень важно для нас координировать нашу совместную работу на рынках».
В частности, по словам Путина, Россия заинтересована в том, чтобы Форум стран — экспортеров газа (ФСЭГ), куда входят и Катар и Россия, стал реально действующим инструментом координации деятельности на мировом газовом рынке.
«От использования этого механизма в итоге выиграют все — и производители, и потребители, и транзитеры», — заявил российский премьер.
Впервые форум был проведен еще в 2001 году, однако свой нынешний вид (международная организация, объединяющая газопроизводителей) он обрел лишь два года назад. На сегодняшний день участниками форума являются: Алжир, Венесуэла, Египет, Иран, Катар, Ливия, Нигерия, Российская Федерация, Тринидад и Тобаго, а также Норвегия и Казахстан в качестве наблюдателей.
В прошлом году генеральным секретарем ФСЭГ стал член правления российского «Стройтрансгаза» Леонид Бохановский. Форум газоэкспортеров неоднократно называли «газовой ОПЕК», потребители всего мира опасаются, что организация превратится в картель, контролирующий поставки газа по всему миру и, соответственно, диктующий цены. Именно о создании такого картеля, по мнению экспертов, и говорил Путин.
Дело в том, что Россия и Катар уже вплотную подошли к близкому сотрудничеству. В среду же катарская делегация во главе с аль-Тани провела рабочую встречу с главой «Газпрома» Алексеем Миллером, обсудив перспективы взаимодействия российского холдинга и госкомпании Катара Qatar Petroleum. В частности, речь шла о сжиженном газе (СПГ): катарская сторона заинтересовалась проектом завода СПГ на Ямале, который реализует «Газпром».
Российская монополия, в свою очередь, заявила, что рассматривает возможность участия в тендере на блок Д катарского газового месторождения North Field, которое считается крупнейшим в мире (порядка 900 трлн кубометров газа). «Вообще-то, North Field — это лишь одна часть крупнейшего месторождения, другая часть — Южный Парс — принадлежит Ирану, — поясняет аналитик ИК «Финам» Александр Еремин. —
«Южный Парс» уже разрабатывается «Газпромом», так что монополии легко будет выйти на соседний участок».
По словам Еремина, целью «Газпрома» является влияние на поставки газа с North Field, так как катарский газ — прямой конкурент российского в Европе. При этом Ямал Катару, в общем-то, не нужен: Еремин расценивает потенциальное участие Катара в ямальском проекте как завуалированный обмен активами, необходимый для взаимного контроля над поставками газа. «Конечная цель этого обмена — создание той самой «газовой ОПЕК», о которой говорил Путин», — заключает эксперт.