Как показал опрос, проведённый исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob, на собеседовании соискателей больше всего раздражает вопрос о причинах ухода с предыдущего места работы. Забавно, но именно этот вопрос, как показывает все то же исследование, является самым любимым у кадровых специалистов российских компаний.
Вопрос о причинах ухода с предыдущего места работы раздражает 14% соискателей, поскольку причины эти могут быть «очень личными» и озвучивать их нет никакого желания. «Почему Вы выбрали именно нашу компанию?» — этот вопрос выводит из себя 5% соискателей. «Я пришёл работать и зарабатывать, а не становиться фанатиком компании», — объясняют они. Столько же (по 5%) респондентов находят особенно раздражающими вопросы о личных качествах (достоинствах и недостатках) и планировании детей. Неудивительно, что вопрос о детях в основном задают женщинам, многие из которых считают его бестактным: «Я не могу иметь детей и каждый раз на собеседовании вынуждена отвечать на этот вопрос. Надоело!»
Кроме того, соискателей раздражают вопросы о желаемой зарплате и семейном положении (по 4%). Теряются и нервничают кандидаты при попытках кадровиков узнать, кем они видят себя через 5 или 10 лет, а также о том, какую пользу они могут принести компании (по 3%). При этом
вопросы о карьерных перспективах и личной жизни больше раздражают женщин, тогда как просьбы назвать свой возраст, как ни странно, чаще нервируют мужчин.
Ещё 26% россиян назвали другие вопросы работодателей, которые кажутся им бестактными и неуместными. Это вопросы о вредных привычках, регистрации и жилье, вероисповедании, готовности работать сверхурочно и многие другие. Только 14% россиян сообщили, что они спокойно реагируют на все вопросы работодателей.
Традиционные вопросы HR-менеджеров делятся на две категории, говорят эксперты. Первая — вопросы, связанные с видением соискателем профессии и карьеры в новой компании. «Примеры: причины увольнения с предыдущей работы, кем вы видите себя через пять лет, что вы знаете о нашей компании, почему долго не работали, желаемая зарплата, почему мы должны взять именно вас, — говорит руководитель проекта Работа@Mail.Ru Алена Владимирская. — И такие вопросы имеют хотя бы в какой-то степени право на жизнь». Ведь рекрутер в любом случае будет перепроверять информацию. Главное, что он хочет понять из ответов, — честность, адекватность, умение правильно оценивать свои плюсы и минусы, а также понять, почему соискатель претендует на эту должность именно в этой компании.
Но есть и вторая категория вопросов. «Их задают непрофессиональные или просто не очень умные HR-специалисты», — говорит Алена Владимирская. По ее словам,
в соответствии с законодательством, нельзя принимать решение о приеме на работу на основании информации о наличии детей, семейном положении, возрасте и любой другой личной информации. «Соискатель имеет полное право не отвечать на них, но, публично отказавшись, он рискует серьезно уменьшить свои шансы»,
— говорит Владимирская. Конечно, соискатель может попытаться доказать, что его не взяли на работу именно на основании этой информации. Если у него есть факты, то он смело может обращаться в суд, который обяжет компанию принять его на работу.
Самое обидное, что откровенность соискателя на собеседовании при ответе на не самые скромные и этичные вопросы на уровень зарплаты повлиять не может. «Все должности — с точки зрения «зарплатной вилки» — делятся на две категории. К первой относятся позиции с фиксированным окладом, а ко второй — должности, у которых есть установленный зарплатный коридор, нижний и верхний уровень которого составляют +/- 10–15% от среднего рыночного уровня», — говорит Владимирская. Соответственно кандидат может, в зависимости от результатов собеседования и имеющихся рекомендаций, рассчитывать на какой-то оклад в заданном диапазоне.
«В конечном счете предложенное вам вознаграждение зависит от двух вещей — общего впечатления, произведенного вами на собеседовании (где важнее не личные, а профессиональные качества), а также рекомендаций с предыдущих мест работы»,
— говорит Владимирская.
Более того, как показывает предыдущий опрос SuperJob, во многих случаях именно первое впечатление, производимое соискателем, является решающим. Многие кадровики признаются, что нередко большую роль играет первое впечатление, производимое кандидатом. Так, каждый шестой (16%) менеджер по кадрам сообщает, что первоначальное решение о приёме соискателя принимается им в течение 5–10 минут после начала собеседования: «Первые пару минут занимает отсев соискателей, которых я точно не возьму. Ещё минут 5–7 уходит на понимание того, наш это человек или нет, в итоге через 10 минут я принимаю решение».
Как говорят кадровики,
«если человек коммуникабелен и опрятен, то это уже прекрасный повод обратить на него внимание и дать ему шанс показать себя в работе».
Особенной проницательностью отличаются 3% специалистов по кадрам: решение о том, получит ли соискатель место в компании, они готовы принять уже в первую минуту после начала собеседования.
Впрочем, более трети кадровых специалистов всё же не торопятся с выводами относительно той или иной кандидатуры: 38% респондентов сообщили, что решение о приёме соискателя на работу они принимают после окончания интервью. Но свою позицию они объясняют не важностью задаваемых вопросов, а тем, что помимо собеседования с менеджером по кадрам у них принято представлять кандидата ряду других сотрудников, в том числе непосредственному руководству. В некоторых компаниях также принято делать запросы в службу безопасности «на предмет проверки соискателя на судимость и наличия у него долгов по кредитам». Впрочем даже такие скрупулезные и ответственные кадровики принимают решение быстро, если перед ними человек с несовместимыми с работой внешними признаками. «Дреды, запах перегара и т. п. Очевидно, что решение будет не в пользу соискателя», — говорят они.