Российские законодатели всерьез взялись за ограничение курения в России. Новая редакция проекта о запрете табакокурения, которая разрабатывается в Госдуме, предполагает запрет на курение в заведениях общепита, на стадионах, в медучреждениях и даже в подъездах и на лестничных клетках жилых домов, а также в салоне автомобиля, причем как водителям, так и пассажирам. Готовящиеся поправки огласил в конце прошлой недели заместитель председателя комитета по охране здоровья Госдумы депутат Николай Герасименко на заседании Общественного совета Москвы. Проект новой редакции федерального закона «Об ограничении курения табака» будет внесен в Государственную думу до конца весенней сессии.
Часть предложений эксперты и даже производители табака поддерживают. В частности, запрет на курение в заведениях общественного питания, если те не имеют специально изолированных залов или комнат для курильщиков. «Мы считаем разумным введение ограничения курения во многих общественных местах, включая рестораны, бары и кафе», — заявляет управляющий по связям с общественностью и корпоративным коммуникациям ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» Елена Барсукова. Как считает руководитель отраслевого информационного агентства «Русский табак» Максим Королев, рестораны и кафе больше всего боятся, что закон в принципе запретит всякое курение в этих заведениях. Поэтому владельцы предприятий будут сами обеспечивать комфортные условия как для курящих, так и некурящих людей.
Но ряд идей депутатов вызывает недоумение экспертов. Как, например, запрет на курение в машине. Авторы поправок обосновывают его тем, что сигарета отвлекает водителя от дорожной ситуации, что может привести к дорожно-транспортному происшествию. Герасименко провел аналогию с запретом использовать за рулем мобильный телефон, не оборудованный устройством hands free. Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин называет новые поправки «безумными»: люди все равно отвлекаются на общение с пассажиром, рекламу и т. .
«Запрещать курить потому, что водитель отвлекается, — это все равно, что запрещать блондинкам в коротких юбках выходить на дорогу, они же тоже отвлекают водителей»,
— говорит он. Но особенная глупо, по мнению Травина, запрещать курить пассажирам. «Это нерациональность, граничащая с мракобесием», — заключает Травин.
Кроме непосредственно курения, депутаты хотят полностью «запретить рекламу табака, в том числе косвенную», — сообщил Герасименко. Правда, в России и так практически нет продакт-плейсмента табака, напоминает Королев. Более серьезным ударом по производителям сигарет может стать увеличение втрое акцизов на табачную продукцию. Герасименко уверен, что «сигареты стоят в России постыдно дешево». По мнению депутата, необходимо поднять акциз на табак и табачные изделия до европейского уровня, чтобы он составлял не менее 70% от стоимости табачных изделий. Рост акцизов на табачные изделия в последние годы был и так наиболее значительным среди всех подакцизных товаров и существенно опережал темпы инфляции. 2010 год не стал исключением, увеличение ставки акцизного налога составило рекордные 41%.
Дальнейшее увеличение акцизов привлечет в Россию контрабанду и подделки, опасаются производители. «Произойдет увеличение притока «серого» табака: в этом случае получается хороший зазор для контрабанды из Китая»,
— говорит Королев. «Самый свежий пример увеличения доли теневого рынка можно сейчас наблюдать в Украине, где в июне 2009 года акцизы на табак были увеличены в 2,5 раза, а уже спустя четыре месяца объем «серого» рынка в стране многократно вырос: с менее чем 1% до 8% от общего потребления», – рассказывает директор по корпоративным отношениям «Бритиш Американ Тобакко Россия» Александр Лютый.
Впрочем, скорее всего, эти поправки не примут, полагают производители. Борьба с курением — больше пиар, говорит Королев: «Так, на стадии проекта в законе декларируются жесткие нормы, а на стадии реализации выходит, грубо говоря, пшик. Создается ощущение, что никому особо и не нужно, чтобы законопроекты были когда-либо приняты: цель борьбы – сама борьба».