Россия и Франция развивают экономическое сотрудничество. Президент Дмитрий Медведев на встрече с деловыми кругами России и Франции во вторник отметил, что товарооборот между странами за период с 2003-го по 2008 год вырос в пять раз, а французские инвестиции в России уже превышают $10 млрд. «Причем около половины из них — это инвестиции не в сырьевые отрасли, а в переработку, что для нас особенно ценно», — подчеркнул Медведев. По словам российского президента, активизация российско-французского экономического сотрудничества за последние 20 лет носит беспрецедентный характер, однако самой прогрессивной формой будет не просто приобретение товаров, работ и услуг друг друга, а взаимная капитализация, то есть вхождение Франции в активы России и наоборот. И компании уже начали двигаться в обозначенном направлении. В понедельник
был подписан меморандум между «Газпромом» и Gaz de France, согласно которому российская монополия увеличивает поставки газа французским партнерам с 2,5 млрд кубометров до 4 млрд. При подписании стороны подтвердили намерение сотрудничать по газопроводному проекту «Северный поток» — GdF должна войти в него, получив 9% акций.
Цена пакета пока не определена, однако глава «Газпрома» Алексей Миллер и президент GdF Жерар Местралле заявили, что окончательное соглашение будет подписано до начала строительства трубы, которое запланировано на апрель.
Глава «Российских железных дорог» Владимир Якунин и председатель совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг» (крупнейший российский производитель железнодорожного подвижного состава) Андрей Бокарев подписали с руководством французской компании «Альстом» протокол о приобретении «Альстомом» 25% + 1 акция «Трансмашхолдинга», а также о трехстороннем технологическом и производственном сотрудничестве. Основной целью сотрудничества является разработка, производство и внедрение новой техники. Французы выплатят авансом $75 млн, однако полная стоимость блокпакета будет определена лишь по результатам деятельности компании в период с 2008-го по 2011 год, то есть в 2012 году. Впрочем, руководство «Трансмашхолдинга» уже заявляло, что, если цена, предложенная «Альстомом», окажется меньше 250 млн, российская компания может выйти из сделки.
«Соглашение «Альстома» и «Трансмашхолдинга» — по сути, модернизация», — охарактеризовал сделку вице-премьер Александр Жуков. Он также выразил надежду, что практика такого совместного сотрудничества будет продолжена и в других областях. Не остались в стороне и традиционные контракты.
Французская «Ариан Эспас» подписала с Роскосмосом договор, по которому французы потратят порядка $1 млрд на закупку ракет-носителей «Союз», при помощи которых с космодрома Куру (Французская Гвиана) будут запускаться спутники.
По словам главы «Ариан Эспас» Жана-Ива Ле Галля, всего будет закуплено 14 «Союзов».
Эксперты говорят, что всплеск деловой активности в российско-французских отношениях более чем закономерен. «Никола Саркози сейчас необходимо показать французам, что он способен выстраивать отношения не только с Америкой (Саркози пришел к власти с имиджем политика, близкого к США, в то же время в его партии большое количество сторонников сближения с Россией), и поэтому Франция активизирует сотрудничество с нашей страной, — объясняет заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. —
В свою очередь, Россия, ранее смотревшая на страны Европы несколько снисходительно (цены на энергоресурсы постоянно росли, что давало такую возможность), в период кризиса стала нуждаться в стратегических инвесторах и начала за этими инвесторами «ухаживать».
По словам Макаркина, эти два фактора совпали, интересы стран оказались общими, и именно этим и вызвано такое бурное развитие деловых отношений.«И средства для обоснованных, логичных инвестиций в российскую экономику и промышленность у Франции есть, несмотря на кризис, — отмечает политолог. — Понимание перспективности российского рынка у французов сохранилось, да и нынешний кризис — все же не Великая депрессия».