«Нужно вменить каналам в обязанность прекратить это делать (повышать громкость рекламы — «Газета.Ru»), потому что всем надоело вздрагивать. Нам и так в жизни есть от чего вздрагивать», — сказал Игорь Артемьев, выступая во вторник на коллегии Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Он отметил, что сейчас рекламный ролик «будит всех и маленьких детей», как только прерывается или заканчивается какая-нибудь телепередача. Такая жесткая реакция ведомства, по его словам, связана с тем, что ФАС «уже, наверное, не дождется от Минпромторга соответствующего техрегламента».
Теоретически сделать замеры громкости рекламы несложно и без техреглагамента . «Конечно, в нем можно прописать все возможные отклонения от стандартов рекламы. Однако закон о рекламе уже регулирует эти вопросы.
И повторный документ не нужен, нужно просто не нарушать закон»,
— говорит гендиректор ГК «Медиапартнер» Светлана Владимирова.
Антимонопольщики сами могли бы приобрести необходимые приборы. «Мы сами для эксперимента такие замеры проводили и убеждались: проблема громкой рекламы есть, повсеместно и на всех каналах», — говорит председатель общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков. По его словам, методики обследования есть, специалистов особых приглашать не надо, замеры проводятся быстро и просто.
«Вместо того чтобы применять санкции по уже имеющимся законам, хотя бы разослать предупредительные письма на телекомпании, ФАС этого не делает»,
— говорит Аншаков.
Однако единственный случай, когда ведомство Артемьева проявило инициативу в этом вопросе, произошел с рекламой Первого канала. Передача «Бокс. Бои сильнейших профессионалов мира», транслировавшаяся 23 мая 2004 года, за 44 минуты прерывалась рекламой восемь раз. И ее громкость была значительно выше громкости транслируемой программы. Тогда ФАС оштрафовала Первый канал на 40 тысяч рублей.
Сегодня эффект громкой рекламы, столь популярный среди рекламодателей в 1990-х, незначителен, указывают эксперты. «Такая реклама заставляет людей автоматически выключить звук или переключить канал, так что и борьба с ней уже не стоит так остро», — говорит замгендиректора по рекламе и пиару «Финэкспертизы» Ирина Зеленкова. «Увеличенная громкость бьёт по самой рекламе, люди выключают звук. Эта проблема волнует даже рекламодателей, так как громкая реклама снижает лояльность к ней», — добавляет гендиректор ГК «Медиапартнер» Светлана Владимирова.
Громкая реклама — далеко не самая важная проблема нарушения рекламного законодательства.
«Гораздо больше нас волнует шквал недостоверной рекламы, которой забиты радиоэфиры проводного радио, местных теле- и радиоточек,
— говорит Аншаков. — У нас много оккультной рекламы, всяких лотерей и азартных игр. Активно рекламируется БАД, причем по тем каналам, которые смотрят и слушают пенсионеры». В результате старики отдают последние деньги в лучшем случае на пустышки, а то и вообще на препараты, ухудшающие их здоровье. От нарушений рекламного законодательства страдают прежде всего незащищенные слои населения. «У ФАС тут поле непаханое», — говорит правозащитник.
Активизация борьбы ФАС с громкой рекламой на каналах — это неуклюжий ответ Артемьева на недавнюю критику президента Дмитрия Медведева,
говорят эксперты. В конце февраля на встрече президента с предпринимателями в Барвихе председатель совета директоров межотраслевой торговой системы «Фабрикант» Сергей Габестро пожаловался на главу ФАС. По его словам, в результате конкурса по отбору электронных площадок для госзакупок, который проводился без каких-либо критериев, из 18 компаний-операторов, подавших заявки, были назначены пять площадок, «две из которых вообще не существуют в момент принятия решения, а три созданы по распоряжению ФАС». По словам Габестро, площадки, которые полностью готовы к торгам и имеют все необходимые функциональные средства и огромный опыт работы, в том числе с госзаказчиками, «все эти площадки отсекаются от рынка госзаказа». Победителями конкурса стали площадки: Сбербанка, Татарстана, Московского правительства, РТС и ММВБ. Кроме того, предприниматель рассказал президенту, что Артемьев еще до окончания конкурса «публично называет будущих победителей еще даже до того, как заявки подали».
«Это очень серьезное заявление. Я думаю, сейчас вздрогнет наш руководитель ФАС, потому что вы его упрекнули в самом страшном, что может быть: в том, что он сам грубо нарушил законодательство», — удивился тогда Дмитрий Медведев и поручил своей администрации разобраться в этом вопросе. Артемьев свою вину не признал и утверждает, что «президента ввели в заблуждение».
«Игорь Артемьев, видимо, обладает хорошим чувством юмора, — говорит источник «Газеты.Ru» в предпринимательских кругах. — После публичной порки от президента за нарушения антимонопольного законодательства он демонстрирует, что
для ФАС именно громкость рекламы наиважнейшая проблема, а не борьба с коррупцией, а слово «вздрагивать» должно пугать не его, а рекламистов».