Европейская антимонопольная комиссия начала предварительное расследование в отношении поисковых и рекламных сервисов американской корпорации Google. Ведомство ЕС собирается определить, умышленно ли поисковик размещает потенциальных конкурентов на низких строчках поисковых рейтингов, пишет Financial Times, ссылаясь на собственные источники. Комиссия также намерена установить, не злоупотребляет ли Google своей огромной долей на европейском рекламном рынке, где компания занимает порядка 90%.
Расследование началось после того, как
на Google поступили жалобы сразу от нескольких конкурентов, которые утверждают, что компания несправедливо присваивает рейтинги поисковым интернет-ресурсам.
Так, один из жалобщиков, британская компания Foundem, занимающаяся сравнением цен в интернете, указывает в своём обращении, что Google разместила ее на незаслуженно низких строчках в своих поисковых рейтингах. Такие же претензии к поисковику у французской юридической поисковой системы ejustice.fr.
В число компаний, инициировавших расследование, вошел и непосредственный конкурент Google — интернет-сервис Ciao, который не так давно был приобретён компанией Microsoft.
В Ciao заявляют, что Google устанавливает для рекламодателей слишком низкие цены, чем вредит остальным игрокам рынка.
В Google же возражают, что рекламные расценки устанавливаются в «аукционном порядке». «Система аукционного ценообразования сегодня используется во всех крупнейших системах контекстной рекламы в мире», рассказывает вице-президент Mail.Ru Анна Артамонова. Поскольку чаще всего даже самый необычный поисковый запрос вызывает интерес минимум у нескольких рекламодателей, то приоритет при размещении отдается тем, кто заплатит большую цену.
Однако на самом же деле аукцион получается весьма условным, считает генеральный директор службы интернет-рекламы «Блондинка.Ру» Александр Малюков. Если компания готова за запрос «газета» платить 1 рубль, а компания-конкурент — 3 рубля, то формально покажут сначала объявление того, кто платит больше, а потом того, кто платит меньше. Но это лишь в теории. На практике же «Google смотрит на качество объявления, на контекстное соответствие объявления и слова, на котором клиент хочет рекламироваться, на контекстное соответствие слова и объявления с тематикой сайта, на качество сайта», рассказывает Малюков.
«Уже давно ни одна поисковая система не транслирует рекламу в зависимости только от одного параметра – учитывается еще какое-то количество важных факторов»,
— подтверждает Артамонова. Все они анализируются поисковой системой автоматически, причем «алгоритм оценки периодически меняется, — поясняет Малюков. — После анализа выносится вердикт: для этого объявления показ текстового рекламного блока на поисковый запрос «газета» будет стоить15 рублей. При этом моему конкуренту за то же слово и за то же место нужно будет заплатить 3 рубля, потому что его объявление соответствует большему количеству параметров. Вот и выходит, что контекстная реклама — это аукцион, в котором аукционный дом определяет цену за лот для каждого покупателя на своё усмотрение», — добавляет Малюков. Естественно, что у покупателя, для которого порог входа оказывается слишком высоким, возникают претензии к системе.
Представители Google отрицают, что умышленно лишают преимуществ специализированные «вертикальные» поисковые сервисы. Они указывают на другие аналогичные сервисы, которые находятся по рейтингу гораздо выше. «Мы понимаем, насколько для интернет-сайтов важны рейтинги, особенно для коммерческих порталов, поскольку более высокий рейтинг обычно ведет к более высокому трафику», — заявила советник Google по Европе, Ближнему Востоку и Африке Джулия Хольц. По мнению Малюкова, существующая схема рейтинга Google сделана совсем не для того, чтобы «ущемлять конкурентов», а для того, чтобы не очень контекстная реклама или реклама не очень качественного контента не мешала рекламироваться хорошим и правильным, по мнению поисковика, рекламодателям. «Кроме этого, мы сами первые признаем, что наш поисковый сервис не идеален, но речь идет о решении весьма сложной компьютерной проблемы», — добавила Хольц.
Впрочем возможно, что дело не только в цене на рекламу и месте в рейтингах. Эксперты рынка выдвигают предположение, что
жалоба Ciao была своеобразным ответом на то, что Google год назад поддержала антимонопольное расследование Еврокомиссии в отношении корпорации Microsoft и стала третьей стороной в том деле.
В январе 2009 года Еврокомиссия начала антимонопольное расследование в отношении Microsoft в связи с поставкой браузера Internet Explorer в комплекте с операционной системой Windows. По словам еврокомиссаров, это нарушает конкуренцию среди разработчиков браузеров, мешает усовершенствованию программного обеспечения и значительно сужает выбор пользователя. Представители Google заявляли, что «привязка браузера Internet Explorer к операционной системе Windows стала основной причиной его лидерства на рынке» и поддержали расследование.
Так или иначе, в самой Google уверены, что дело разрешится, и готовы помогать следствию. «Еврокомиссия обратилась к нам с просьбой прокомментировать жалобы трех компаний, среди которых принадлежащий Microsoft онлайн-сервис Ciao. На данном этапе проводится проверка фактов, и мы рады ответить на вопросы Еврокомиссии. Мы с удовольствием расскажем о наших продуктах и лежащих в их основе технологиях. Мы убеждены в том, что мы действуем в интересах наших пользователей и партнеров, не нарушая Европейского закона о конкуренции», — заявила «Газете.Ru» директор по связям с общественностью представительства Google в России Алла Забровская. Мало того, в Google считают, что действия Брюсселя свидетельствуют о возросшем влиянии компании. «Такого рода расследования начинаются, как только компания разрастается», — заявляет Хольц.