В пятницу региональные власти Южной Финляндии дали разрешение на строительство и эксплуатацию «двух параллельных трубопроводов общей протяженностью 375 км, которые пройдут по финской экономической зоне на Балтике». Власти сочли убедительными доказательства, что при прокладке газопровода будут приняты «всевозможные меры для предотвращения и минимизации ущерба»: в его зоне не будут создаваться помехи для энергетики, телекоммуникаций и других объектов инфраструктуры. Кроме того, компенсации за ущерб на период строительства получат рыболовы.
Это последняя необходимая виза для прокладки Nord Stream, который свяжет Россию с Германией, через Балтийское море. Правительство Финляндии дало согласие на строительство газопровода еще в ноябре 2009 года, но для получения окончательного разрешения требовалось еще согласие департамента местного самоуправления Южной Финляндии. Германия, Швеция, Дания и сама Россия разрешение также дали.
Теперь «Газпром» может начать прокладку трубы.
Строительство стартует в соответствии с графиком — в апреле 2010 года со шведского отрезка трубопровода. «И уже через год — в мае 2011 года — работа должна быть полностью завершена и на морском участке, и на наземной части в Германии и в Российской Федерации. И уже в сентябре должен пойти газ»,
— сказал в пятницу российский премьер Владимир Путин на встрече с председателем правления нидерландской компании Gasunie Марселом Крамером.
Чтобы запустить Nord Stream, российским властям пришлось вести долгие переговоры и торги. В проекте была и политическая составляющая, связанная с интересами Польши и Эстонии. Ее удалось убрать на ранних стадиях согласования проекта. Польша хотела, чтобы труба «Северного потока» проходила по суше через ее территорию, а Эстония ожесточенно торговалась за разрешение прокладывать трубу в своих водах. Россия не стала идти на поводу, в итоге и Польша, и Эстония остались ни с чем. Особенно обидно это должно быть для Эстонии, так как изначально рассматривался вариант прохождения трубы именно через эстонские воды.
Швеция также долго рассматривала все аспекты проекта, в особенности экологический. Первая заявка на строительство была подана в конце 2007 года, и с тех пор шведы неоднократно требовали предоставления тех или иных дополнительных документов. Как сообщил в четверг министр охраны окружающей среды Швеции Андреас Карлгрен, шведское правительство и соответствующие ведомства изучили всю предоставленную документацию и не смогли найти ничего, что противоречило бы существующему законодательству – как международному, так и внутреннему.
Со стороны Финляндии тоже до недавнего времени было не все гладко.
Лишь в конце октября финны пообещали одобрить строительство — фактически в обмен на то, что Россия не будет повышать экспортные пошлины на лес-кругляк, который Финляндия у нас закупает.
Последние, кого требовалось убедить российским властям, были финские экологи, формально независимые от правительства страны. В августе финский экологический регулятор Uusimaa Regional Environment Centre (UREC) дал положительное заключение по проекту. На основании этого заключения проект и получил одобрение властей. Как заявили финские экологи, «проведенная оценка последствий для окружающей среды адекватна по основным аспектам».
Накануне премьер-министр России Владимир Путин приложил последние усилия для убеждения участников «Саммита действий по Балтийскому морю – 2010» в сплошной пользе от проекта.
Он напомнил, что «инвестиции в экологические экспертизы проекта составили около 100 млн евро», что «при строительстве будут использованы самые современные и уникальные технологии», что «проект всегда был максимально открытым и прозрачным». Кроме того, есть польза и для науки: инвестиции Nord Stream в исследование Балтийского моря составили более 100 млн евро. Для таких проектов организован специальный фонд Nord Stream.