Семь из топ-10 спамеров планеты ― выходцы из России, крупнейший рекламирует фальшивую виагру. Всего они нанесли в 2009 году ущерб родной экономике на 14 млрд 1 млн рублей, заработав 3,744 млрд рублей, подсчитала Российская ассоциация электронных коммуникаций.
Рассылка рекламных сообщений в интернете приносит хорошие доходы организаторам и серьезный урон экономике, выяснила Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК). По ее данным, российские спамеры за прошлый год заработали 3,744 млрд руб., нанеся ущерб экономике на 14,1 млрд рублей.
Ущерб экономике выразился в потере рабочего времени на сортировку корреспонденции. Даже если спам не читать, время уходит на чистку папок и на борьбу со спам-фильтрами, которые могут отправить в папку «нежелательные» нужную почту, поясняет представитель РАЭК Дмитрий Захаров.
Время и деньги на борьбу со спамом тратят и компании, предоставляющие услуги электронной почты.
«У нас функционирует своя антиспам-лаборатория: наши аналитики в режиме реального времени следят за спам-потоком, оперативно выявляют и блокируют новые разновидности рассылок», ― сказал «Газете.Ru» представитель Mail.Ru. Компании покупают «антиспам-системы», рассматривают жалобы пользователей на «мусорные» сообщения ― опять время и деньги.
По данным Mail.Ru, ее система блокирует более 99% спама. Но, несмотря на все усилия борцов со спамом, на российском рынке интернет-рекламы он занимает позиции одного из ключевых игроков. На него приходится 20% этого рынка.
Главным образом спамеры и их клиенты зарабатывают на мужских проблемах. 73,7% мирового спама рекламирует поддельную виагру.
А организатор этой глобальной рекламной акции, по данным исследователей, москвич. Он создал и контролирует партнерскую программу Glavmed.сom, которая продает фальшивое средство для улучшения потенции с помощью рассылки писем. Этой же организации принадлежит крупнейший форум спамеров Spamdot.biz. Но он не единственный в стране успешный рассыльщик мусора. «Семь из топ-10 спамеров планеты ― выходцы из России», ― говорится в отчете.
Но у спама есть своего рода «социальная составляющая»: он помогает заработать не только производителям поддельных медикаментов, но и малому бизнесу. «Честные производители заказывают рассылки, потому что у них просто нет других площадок, ― говорит руководитель лаборатории контентной фильтрации «Лаборатории Касперского» Андрей Никишин. ― А иногда вообще спам рассылается с благой целью».
РАЭК задумал свое исследование, чтобы показать «гигантский масштаб теневой экономики спамеров». Но есть и более впечатляющие оценки. В прошлом году исследование компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) показало, что экономика России ежегодно теряет 47,2 млрд рублей. А по данным «Лаборатории Касперского», доходы российских спамеров в 2009 году составили $160―180 млн ― то есть 4,8―5, 4 млрд рублей. Львиную часть этих доходов получает компания, которая предоставляет официальную маркетинговую услугу.