Первый день торгов акциями ОК «Русал» на Гонконгской фондовой бирже завершился падением котировок на 10,6%: до 9,66 гонконгского доллара при цене листинга в 10 долларов 80 центов (1 гонкогский доллар равен $0,12862). С учетом того, что общая капитализация «Русала» при размещении составила $21 млрд, в первый день торгов компания подешевела на $2,23 млрд. И это при том, что при IPO «Русал» привлек $2,24 млрд.
Неудачный старт владельцы компании объясняют мировой конъюнктурой. «Посмотрите, что происходит на рынках во всем мире», ― посетовал Олег Дерипаска, приехавший в Гонконг выпить шампанского за дебют и подаривший бирже 12-килограммовую алюминиевую матрешку. Магнат объяснил невысокое начало распродажи акций решением КНР обуздать бурный рост кредитования.
Однако гонконгский индекс Hang Seng по итогам торгов опустился лишь на 0,4%.
На настроение инвесторов повлияла озабоченность огромным долгом «Русала» и судебная тяжба. Накануне стало известно, что Гвинея требует выделить $430 млн из полученных от IPO $2,24 млрд
и положить эту сумму на депозит в один из гвинейских банков в виде обеспечения по иску к алюминиевой компании. Размер ущерба по иску от якобы незаконной приватизации бокситно-глиноземного комплекса Friguia, принадлежащего сейчас «Русалу», оценивается в $860 млн. Половина этой суммы должна лежать на депозите до того, как суд вынесет решение о незаконности приватизации и объявит сумму возмещения, считают в правительстве Гвинеи.
«Эти новости оказались важны для спекулянтов на бирже, ― констатирует Павел Шелехов из «Атона». ― Для крупных инвесторов, вложившихся в «Русал», основные вехи судебных споров с Гвинеей и Михаилом Черным не являются сюрпризом, они обозначены в проспекте IPO». Однако в Гвинее считают, что «Русал» намеренно не дал в проспекте эмиссии всю информацию о конфликте сторон, и настаивают на выпуске дополнительного проспекта. Письмо с соответствующим требованием было направлено на Гонконгскую биржу экс-министром горнодобывающей промышленности и энергетики Гвинеи Махмудом Тиамом.
В «Русале» считают требования незаконными: предписание о подобных мерах обеспечения может выписать только суд.
«Обеспечение всегда предоставляется только по решению суда. Любое такое требование без него ― филькина грамота», ― соглашается с позицией алюминщиков партнер юридической фирмы UDP Consulting Илья Новиков. Кроме этого IPO проводила головная компания холдинга, тогда как стороной в судебном споре с государством Гвинея является «дочка» «Русала», не распоряжающаяся средствами, полученными от размещения. А подавший иск Махмуд Тиам уже не входит в состав правительства Гвинеи и не живет в этой стране, а значит, не имел права подписывать данное письмо, уверяет алюминиевая компания. С 21 января в республике сформировано новое правительство под руководством премьер-министра Жана-Мари Доре, а Тиам возглавляет компанию Guinea Development Corporation Mining Oil & Gas и действует, как считают в «Русале», в ее интересах. Алюминиевая компания теперь сама намерена подать в суд на Тиама.
Стоимость глобальных депозитарных акций (ГДА) «Русал» на парижской Euronext на открытии также снизилась на 11% относительно цены первичного размещения.