В четверг Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила о возбуждении дела в отношении УК «Тройка Диалог» на основании жалоб от клиентов компании. Инвесткомпания распространяла вводящую в заблуждение информацию об оказываемых услугах доверительного управления активами, тем самым нарушая антимонопольное законодательство, утверждает ведомство.
«Всего поступило четыре жалобы от физических лиц. По словам заявителей, принимая решение пойти в «Тройку Диалог», они ориентировались на информацию на сайте, в которой было указано, что при формировании инвестиционной стратегии компания советуется со своим клиентом, — рассказала «Газете.Ru» начальник управления контроля финансовых рынков ФАС Юлия Бондарева. — Однако, как утверждают заявители, на деле было иначе: компания не согласовывала своих инвестиционных действий и принимала решения без учета их мнения».
Кроме этого, продолжила Бондарева, были и нарушения, связанные с задержкой на длительный срок (до 1 года 8 месяцев) предоставления логина и пароля для входа в виртуальный личный кабинет. Также, согласно нормативным требованиям ко всем компаниям, клиенту необходимо сообщать о резком уменьшении стоимости активов — на 20% и на 50% — не позднее следующего рабочего дня, чего компания не делала. И это лишь малая часть претензий, которые будут рассматриваться 11 февраля на заседании комиссии ФАС. Поскольку признаки нарушения антимонопольного законодательства усматриваются в отношении финансовой организации, имеющей лицензию ФСФР России, то, согласно закону о защите конкуренции, в состав комиссии ведомства включены представители ФСФР России на паритетной основе. «На заседании комиссии будет семь человек от ФСФР и семь от ФАС. В случае если будет доказано, что нарушений никаких не было, то компания освобождается от обвинений и от ответственности», — подчеркнула Бондарева.
«Тройка Диалог» пока никак не комментирует претензии со стороны антимонопольщиков. «В «Тройку Диалог» официальной информации из ФАС России не поступало, поэтому мы не имеем возможности давать комментарии до ее получения», — заявил представитель компании.
Как говорят юристы, если вина будет доказана, компанию (согласно ст. 14.33 КоАП) ожидает штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей, а должностное лицо — штраф от 12 тыс. до 20 тыс. Но несмотря на то, что последний финансовый год «Тройка» (группа в целом) закончила с убытком в $49,6 млн, штраф в 500 тыс. рублей для компании с активами, близкими к $5 млрд, является несущественным, признают эксперты.
Однако это может послужить созданию прецедента: по словам представителя ФАС, ранее никогда подобных претензий со стороны антимонопольщиков к управляющим компаниям не было.
Как говорят сами управляющие, претензии клиентов к своим компаниям в финансовом секторе не редкость. «Другое дело, что обычно клиенты жалуются в случае, если какие-либо оплошности или нарушения со стороны их брокера или управляющего привели к отрицательному финансовому результату», — поясняет представитель крупной управляющей компании, пожелавший остаться неназванным. По его словам, дела эти, если клиенту не удается договориться с компанией мирно (как чаще всего и бывает), рассматриваются в обычном судебном порядке, но первой инстанцией на пути к суду является разбирательство у регулятора — ФСФР.
Некоторые претензии, в частности по поводу того, что решения принимались без участия клиента, кажутся странными — все-таки суть услуги доверительного управления в том, что инвестор выбирает стратегию, а дальше всю работу за него делает управляющий, отмечает старший инвестиционный консультант ИК «Финам» Андрей Сапунов. «Однако стоит понимать специфику инвестиционного бизнеса, который находится в стадии становления, среди населения еще не изжит «комплекс МММ». Как результат, один громкий скандал подрывает доверие ко всему рынку в целом. Особенно это важно для индивидуального доверительного управления, так как подобные инфраструктурные риски могут стимулировать крупных частных инвесторов выводить свой капитал за рубеж», — предупреждает Сапунов.