Россия и Турция продолжают развивать сотрудничество в сфере энергетики. В среду на переговорах в Москве, в которых участвовали президент Дмитрий Медведев, премьер Владимир Путин и турецкий премьер-министр Реджеп Эрдоган, стороны говорили о расширении взаимодействия в энергетике, в частности, речь шла о возможном обмене активами.
Так, российский «Стройтрансгаз» в настоящее время ведет переговоры об участии в приватизации стамбульской газораспределительной компании, а также намерен участвовать в строительстве подземного газохранилища (ПХГ) под озером Туз.
Кроме того, сообщается, что
«Газпром» готов увеличить поставки газа в Турцию (в 2008 году Турция закупила около 24 млрд кубометров российского газа), и, если такое решение будет принято, монополия также не исключает возможности строительства в Турции ПХГ и подземных газовых установок.
Турция, со своей стороны, подтвердила договоренности относительно проекта газопровода «Южный поток» и, предположительно, даст разрешение на прокладку трубы в своих территориальных водах до 10 ноября текущего года.
Провести геологоразведочные работы по проекту в своей особой экономической зоне Турция разрешила еще в прошлом году. Владимир Путин отметил, что на данный момент геологическая и сейсмологическая экспертизы в турецких водах завершены на 85–90%, а экологическая – на все 100%. По словам российского премьера, в самое ближайшее время полученные в результате экспертиз данные будут обобщены и представлены для оценки турецкому правительству. Именно на оценку данных Турции и потребуется время до 10 ноября.
«Южный поток» конкурирует с проектом Nabucco, и поддержка Турции для России в такой ситуации очень важна. В ответ на эту поддержку наша страна пообещала принять участие в строительстве нефтепровода Самсун — Джейхан мощностью 60–70 млн тонн, который должен стать важным коридором транспортировки нефти из Средней Азии в Средиземноморский регион и позволит разгрузить фактически переполненные нефтяными танкерами проливы Босфор и Дарданеллы. Как заявляла ранее турецкая сторона,
Самсун — Джейхан «будет способствовать превращению Турции в международный центр транспортировки нефти».
В среду Владимир Путин предложил выйти по этому проекту на трехстороннее межправительственное соглашение между Турцией, Россией и Италией. А вице-премьер РФ Игорь Сечин заявил, что Россия будет активно участвовать в проекте Самсун — Джейхан, и в настоящее время стороны как раз обсуждают условия участия. Как сообщает «Интерфакс», ссылаясь на источники, близкие к проекту, Турция и Италия готовы предоставить России 50-процентную долю участия в обмен на гарантии поставок нефти.
Также
Игорь Сечин и министр энергетики Турции Танер Йылдыз подписали совместное заявление о взаимодействии в сооружении АЭС на турецкой территории. Станция будет состоять из четырех блоков мощностью 1,2 ГВт каждый, предполагается, что строить ее будут российские «Атомстройэкспорт», «Интер РАО ЕЭС» и турецкая Park Teknik.
Консорциум в составе этих компаний победил в тендере на строительство АЭС, однако в ноябре прошлого года тендер был отменен его устроителем, турецкой компанией Tetas. Причиной послужил тот факт, что стороны не смогли согласовать отпускную цену электроэнергии.
Однако теперь Россия предлагает Турции кредиты (стоимость АЭС оценивается примерно в $20 млрд), а также готова предоставить турецким подрядчикам до 30% объема работ. Кроме того, российская сторона готова поставлять на АЭС ядерное топливо на весь срок работы станции и принимать его назад на переработку. «Предоставление этих услуг в комплексе дает нам возможность предложить конкурентные цены — очень хорошие, гораздо более выгодные, чем предлагают наши конкуренты», — заявил Владимир Путин.
«Сейчас сложно оценить, насколько пакет мер, о которых говорил Путин, сможет понизить цену на электроэнергию будущей АЭС, — комментирует аналитик ИФД «Капиталъ» Константин Гуляев. – Возможно, это снижение будет не так уж и велико, однако сама готовность России идти на уступки на фоне продолжающих укрепляться российско-турецких отношений может вызвать аналогичную ответную реакцию Турции». По оценке Гуляева, по итогам переговоров вероятность, что строить АЭС будет все же именно российско-турецкий консорциум, превышает 50%.