Администрация президента уже на последнем этапе рассмотрения законопроекта уточнила определение торговой сети – «совокупность двух и более объектов, находящихся под общим управлением или общим коммерческим названием». Глава комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству во главе Евгений Федоров говорит, что «общее управление» означает, в том числе и общего собственника, если у магазинов – «общий менеджмент, закупки и ценообразовании»е.
«Но такое определение может привести к спорам, является ли, например, «Перекрёсток» и «Пятерочка» общей сетью или нет»,— предупреждает старший аналитик ФК «Открытие» Виктор Дима. Председатель комитета по поддержке и развитию малого бизнеса петербургской Торгово-промышленной палаты Алексей Третьяков опасается, что это негативно повлияет на развитие малого бизнеса.
«теперь два киоска с шавермой будут называться «сетью», и на неё будут действовать все запреты и обязательства»,
- говорит Третьяков. «Включение в определение понятия «единого обозначения» может стать препятствием для развития франчайзинговых сетей», - добавляет Директор Союза независимых сетей России Ирина Канунникова. По словам разработчиков – каждый раз вопрос, сеть или не сеть, будет решать ФАС.
Самый спорный пункт закона - про ограничение доминирования сетей в регионе на уровне 25% доли рынка. По словам, генерального директора INFOline Бурмистрова, ограничение порога доминирования несколько ослабит крупные сети, но кардинально картину не изменит. Погоду на рынке, особенно в мегаполисах, сейчас определяют крупные торговые сети, прежде всего X5 Retail group и Магнит, рост выручки которых в этом году составил около 30%.
Небольшие же сети формально получат возможность увеличивать долю. Но пока они не могут конкурировать с крупными, и закон не даст им фору». «Цены у небольших ритейлеров в среднем на 20% выше из-за меньших объемов закупок»,-
- напоминает Бурмистров.
Еще хуже, чем в крупных населенных пунктах, дела будут обстоять в небольших муниципалитетах. «Есть прецеденты, когда открыв один-два магазина в поселке с населением в 10-15 тыс. человек, ритейлер оказывается чуть ли не монополистом»,- рассказывает Канунникова. По ее мнению, порог доминирования сетей в небольших регионах лишит поселки доступа к торговле современных форматов с хорошим ассортиментом и качеством обслуживания».
Сейчас антимонопольные меры по-настоящему актуальны только для X5 Retail Group в Петербурге, которая собралась приобретать «Патерсон». Но корпорация уже нашла выход - торговать через интернет. «Благодаря электронной коммерции мы сможем продолжать наращивать рыночную долю», – заявил гендиректор компании Лев Хасис.
Сами производители надеятся, что закон повысит прозрачность рынка: «Мы будем понимать, за что платим бонусы. Хорошо еще, что сроки оплаты поставки станут регламентированными»,- сказала руководитель управления по коммуникациям и связям с инвесторами «Черкизово» Ирина Острякова .
Эксперты же прогнозируют, что регулирование отношений между поставщиками и ритейлерами, изменение сроков отсрочки платежей, ограничение бонусов, приведет к тому, что новым поставщикам будет сложнее попасть на прилавки. От закона выиграют только крупные поставщики: их продукцию и так будут покупать. Новые же лишатся возможности конкурировать, предлагая продавцам более поздние сроки выплаты за товар и увеличивая бонусы за размещение своих товаров на полках.
«Теперь поставщики смогут конкурировать только по ценам, демпинговать. А это однозначно повлияет на качество продуктов»,
--предупреждает Бурмистров.
У самих поставщиков пока только вопросы: как продукты будут поступать на прилавок, и будут ли распространяться правила и на иностранных поставщиков. «Скорее всего, закон еще будут обкатывать. Как он будет применяться на практике, пока не понятно»,- сомневается исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отрасли Владимир Лабинов.
Лабинов не исключает, что качество продуктов может ухудшиться. «Впрочем, сети смогут в итоге брать деньги с поставщиков уже не в рамках договора на поставку, а через другие договора. Останутся те же платежи и взаимодействия, но они адаптируются к формам закона», — предполагает заместитель директора института анализа предприятий и рынков ВШЭ Светлана Авдашева.
Ограничение бонусов и скидок до 10% от цены закупаемых продовольственных товаров может повысить цены на товары. «Никто не публиковал реальные бонусы, но они явно выше 10%»,— отмечает Виктор Дима. Теперь сети ожидает пересмотр соглашений с поставщиками на более низкие цены, и чтобы компенсировать потери будут повышена стоимость продуктов на прилавках.
Ограничение на развитие сетей может негативно сказаться не только на ценах, но и на ассортименте продукции, говорит председатель Союза потребителей России Пётр Шелищ. «Опыт людей, проживающих в районах, где торговые сети хорошо развиты, например в Петербурге, показывает, что там предсказуемо качество, предсказуем ассортимент, цены на основные продукты товаров ниже, чем у несетевых компаний, за счет более низких издержек», – поясняет он. А главных проблем пищевого ритейла в России - падение спроса и ослабление конкуренции – закон не решит.