Федеральным эфирным телеканалам может быть запрещено заключать договор с поставщиком рекламы, если он занимает «преимущественное положение» в сфере ее распространения. Такова суть поправок в закон «О рекламе», которые внесли в Госдуму депутаты-единороссы Ирина Яровая и Сергей Неверов.
Депутаты предлагают признать преимущественным положение поставщика рекламы, если его доля в бюджетах всех телеканалов в течение двух лет превышала 35%. А телеканалы, в которых есть доля государства, должны будут выбирать контрагента только на основании тендера.
Поставщиков рекламы для телевидения, которых можно затронуть законопроект, всего двое: это «Видео интернешнл» (ВИ), доля которого в 2008 году, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, составляла примерно 60%, и «Газпром-медиа» в альянсе с «Алькасар» с долей 31%.
Если поправки будут приняты, то через год рекламный рынок изменится. До тех пор, по мнению авторов законопроекта, могут действовать уже заключенные договоры на размещение рекламы.
Как правило, сроки в этих контрактах составляют 3–5 лет. Все эти меры, по словам разработчиков проекта, направлены на то, чтобы избавить рынок телерекламы от монополизма. Этой проблемой уже озаботилась ФАС, она проверяет «Видео интернешнл» на предмет доминирования на рекламном рынке. В октябре группа заключила контракт с «Национальной медиа группой» на поставку рекламы до 2010 года на РЕН-ТВ и «Петербург — Пятый канал». Ранее эти каналы обслуживало агентство «Алькасар» совместно с «Газпром-медиа». В ноябре в ФАС обратился гендиректор ООО «Газпром-медиа» Сергей Пискарев с жалобой на то, что телекомпании объединили продажу рекламы на базе «Видео интернешнл» и это мешает добросовестному соперничеству. Он объяснил, что, имея в распоряжении пул телеканалов, ВИ делает такие предложения рекламодателям, от которых те не могут отказаться, что ограничивает конкуренцию.
«Де-юре такой законопроект поддерживает конкуренцию — де-факто он определенным образом ограничивает конкуренцию»,
— сомневается в целесообразности внесенного единороссами документа партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин. Телеканалы будут вынуждены заключать договоры по высокой цене, так как не смогут откликнуться на более выгодное предложение крупного игрока.
На первый взгляд, предложенная мера соответствует общему подходу, который исповедует государство в отношении монополистов. В ритейле, например, оно также ограничивает свободу крупных игроков, на это направлен законопроект о торговле, находящийся в Госдуме. «Но если в ритейле преследуемые цели хотя бы видны, то здесь цель непонятна, — недоумевает Зеленин. — Зачем ограничивать телеканал в выборе провайдера контента? Какое в этом благо для общества?».
В делении рекламного телепирога эксперты видят политическую подоплеку. Идет борьба не столько за передел рекламного рынка, сколько за влияние на аудиторию каналов в целом,
указывает источник «Газеты.Ru», знакомый с ситуацией вокруг «Видео интернешнл». По его словам, главная потеря, которую уже понесла группа, – это отставка советника Михаила Лесина, который имел «существенное влияние на телевидение, был тесно связан с «Видео интернешнл» и считался человеком премьер-министра Владимира Путина. «Фактически это может означать старт компании «выборы президента-2012», — не сомневается источник, —
кандидатов волнует влияние на крупные телекомпании. То есть уже сейчас идет борьба за то, как показывать по телику Путина и Медведева».
«Показательно, что Медведев отправил Лесина в отставку с таким жестокими формулировками, — отметил собеседник «Газеты.Ru». — Теперь «Газпрому» будет проще укрепить свои позиции в сетке вещания».