В этом и следующем месяце «Авианова» отменяет 100 рейсов. Это примерно 30% полетов авиакомпании. В декабре снимаются рейсы в Набережные Челны, Самару, Казань, Сочи, Ростов-на-Дону, а в январе будут затронуты уже все напрвления. Сокращения не коснутся лишь периода новогодних праздников.
Как уверяют в авиакомпании, все пассажиры, которых затронет отмена рейсов, уже оповещены по электронной почте и по телефону из центра бронирования. Пассажирам предложено несколько вариантов компенсации, а также пересадка на ближайший рейс. Или они могут просто забрать деньги.
Причина отмены рейсов — необходимость установки нового оборудования на борту воздушных судов, объясняет перевозчик в письме к партнерам. Но опрошенные «Газетой.Ru» участники рынка объяснениям «Авиановы» не поверили.
«Очень странно, что компания занимается такими вещами, когда народ уже «приготовил лыжи». Это больше похоже на отговорку»,
— говорит менеджер одной из крупных российских авиакомпаний, пожелавший остаться неизвестным.
Истинные причины отмены рейсов объяснили в Росавиации. «У нас была беседа телефонная беседа с перевозчиком, — рассказал «Газете.Ru» представитель Росавиации Сергей Извольский. – В ходе беседы выяснилось, что компания вынуждена отказаться от некоторых рейсов из-за низкой коммерческой загрузки». Значительная часть рейсов «Авиановы» не окупается. На тех, направлениях, которые компания сократила, количество проданных билетов составляло 5-7 штук.
Для конкурентов «Авиановы» сокращение рейсов дискаунтера — приятное известие. Хотя сами перевозчики стараются быть дипломатичнее. «В связи с отменой рейсов «Авиановы» мы не ожидаем особого скачка пассажиров на тех рейсах, на которых мы конкурируем, потому что народ уже выкупил наиболее привлекательные тарифы», — говорит представитель SkyExpress Виталий Коренюгин.
Планы по освоению российского авиарынка перевозчик представил лишь в августе. «Я уже занимался организацией таких перевозок в Азии, где участвовал в запуске первого бюджетного дальнемагистрального перевозчика Viva Macau в качестве президента и основателя», – не особо скромничал представитель акционеров «Авиановы» Эндрю Пайн, которому было поручено «поднимать» новую авиакомпанию.
Задача «Авиановы» – «заставить летать тех россиян, которые уже 20 лет самолет в глаза не видели», заявлял Пайн. Возить их «Авианова» обещала за 250 рублей.
Добиться этого авиакомпания рассчитывала за счет экономии на всем, кроме безопасности и удобства пассажира.
Но это оказался маркетинговый ход. К тарифу прибавляются аэропортовые сборы, а багаж, страховка, выбор места в салоне самолета оплачиваются отдельно. Цена дешевых билетов за 250 рублей легко может трансформироваться и в 5 тыс. рублей, если бронировать билеты впритык к вылету.
Теперь, после сокращения рейсов в высокий и прибыльный сезон, эксперты вообще сомневаются в жизнеспособности перевозчика. В ближайшее время у компании могут возникнуть и проблемы с авиационными властями. Сейчас «Авианова» располагает только двумя воздушными судами, и, по информации источников в отрасли, не имеет договоров о резервировании самолетов с другими перевозчиками. Между тем наличие резервных самолетов — обязательное условие. На вопрос, каким образом будет осуществляться резервирование воздушных судов, в компании говорят, что «в парке «Авианова» два самолета: один самолет резервирует другой». Но дело в том, что в этом случае один самолет всегда должен находиться на земле.
Если Росавиация обнаружит нарушение регламента, «Авианове» грозит как минимум приостановка сертификата эксплуатанта, говорят эксперты.