ГК «Ростехнологии» и компания Pirelli подписали соглашение о создании совместного предприятия (СП) и строительстве в г. Тольятти Самарской области завода по производству радиальных автошин, сообщил в пятницу официальный сайт Pirelli. Соглашение было подписано ранее в Риме в присутствии президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Италии Сильвио Берлускони гендиректором «Российских Технологий» Сергеем Чемезовым и президентом «Пирелли Груп» Марко Тронкетти Провера (владеет более 25% головного предприятия).
В рамках проекта планируется построить шинный завод с начальной годовой мощностью около 4,2 млн шин в год для грузовиков. В дальнейшем предусмотрено наладить производство легковых покрышек и металлокорда, используемого для усиления шин.
Завод разместят на земельном участке, расположенном по соседству с «АвтоВаЗом», на территории ОАО «Тольяттинский промышленно-технологический парк». Акционерами этого технопарка являются правительство Самарской области, мэрия г. Тольятти, «АвтоВАЗ» и Новикомбанк. Ранее правительство Самарской области обещало выступить с инициативой по переформатированию технопарка в особую экономическую зону с льготным режимом налогообложения. Впрочем, в соглашении о создании СП об этом ничего не говорится.
Объем инвестиций в новое производство составит приблизительно 300 млн евро. Эти вложения даже в условиях кризиса — дело перспективное, полагают эксперты. «В России крупнейший рынок, растущий спрос, сюда устремляются все основные производители авто», — говорит Анна Куприянова, старший эксперт «Уралсиб- Кэпитал».
Планы «Пирелли» по строительству завода в Тольятти весьма своевременны и по другой причине, отмечает ведущий консультант компании «Финэкспертиза» Дмитрий Ширяев:
«АвтоВаЗ» вряд ли вернется на проектные мощности, а на «Пирелли» планируется занять 1500 человек.
Правда, в головном офисе Pirelli в Риме (Италии) «Газете.Ru» сказали, что пока преждевременно говорить о том, как будет происходить отбор персонала для завода и будут ли в штате СП работать люди, уволенные с «АвтоВАЗа». Это будет решать руководство нового СП.
Но с учетом критической ситуации на «АвтоВАЗе» проблем с набором персонала у «Пирелли» возникнуть не должно. Ранее сообщалось, что с «АвтоВаЗа» планируется уволить более 20 тысяч человек. «В Тольятти достаточно квалифицированных специалистов, которые могут пойти работать на шинное производство», — полагает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».
В Тольятти можно получить достаточно квалифицированный персонал за меньшие деньги, что, соответственно, скажется на себестоимости выпускаемой продукции,
соглашается Максим Тищенко, директор департамента оценки АКГ «Развитие бизнес-систем».
Эксперты одобряют планы «Пирелли» начать производство именно с грузовых шин, а потом наладить выпуск легковых. Ниша грузовых шин сегодня даже предпочтительнее, здесь ниже конкуренция. «Из западных производителей ее осваивает только «Нокиан» и «Мишлен», а российские производители шин и крупнейший из них — «Нижнекамскшина» — предлагают по преимуществу менее качественную продукцию и тоже не будут в полной мере конкурировать с Пирелли», — говорит Куприянова.
«Российские дороги в ужасном состоянии, потому так важен вопрос качественных шин, надёжной доставки грузов, безопасности движения и самой жизни», — напоминает Баранов. К тому же в Россию поставляется немало иномарок, и эта техника, как правило, не предназначена для эксплуатации с отечественными шинами.
«С учетом лоббистских возможностей, имеющихся у ГК «Ростехнологии», автогиганты России будут использовать продукцию завода в достаточно большом объеме»,
— добавляет Тищенко.
Впрочем, конкуренты «Пирелли» заявляют, что места на российском рынке автошин хватит всем. В российском представительстве компании Michelin Russia and CIS («Мишлен») «Газете.Ru» пояснили, что в год производит в России от 1,5 до 2 млн шин в год, тогда как объем рынка шин только для легковых автомобилей составляет порядка 47 млн.
Первую партию шин можно ожидать в конце 2010 – начале 2011 года. «Вопрос, будет ли продукция нового завода экспортироваться и в какие страны, пока не поднимался», — уточнил представитель компании.