В среду на «правительственном часе» в Госдуме обсудили состояние нефтепереработки в России и мерах, принимаемых правительством по выпуску моторного топлива, соответствующего стандартам «Евро-3» и «Евро-4». С докладом выступил министр энергетики Сергей Шматко.
Нефтяная отрасль в России переживает невиданный подъем, заявил министр, и доказала «очень высокую устойчивость к конъюнктурным колебаниям на мировых энергетических рынках. «В уходящем, достаточно тяжелом для национальной экономики году Россия вышла на первое место в мире по объемам добычи нефтяного сырья», — отчитался Шматко. По его подсчетам, прирост добычи нефти в этом году к аналогичному периоду прошлого года составил более 4 млн тонн.
А объем переработки сырья в этом году по сравнению с 2004-м увеличился на 20%. Глубина переработки нефти составляет сейчас 71–72%. К 2012 году ее планируется довести до 77%, к 2015 году – до 83%.
В Европе и США эффективность переработки сырья уже сейчас составляет 85–90%, признал министр.
Причина низкого уровня переработки – устаревшее оборудование на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), они гонят и транспортируют за рубеж мазут, газойль и прямогонный бензин, используемый за границей в качестве исходного сырья для производства высокооктанового бензина.
Разжалобить депутатов этими признаниями у министра не получилось. Его засыпали провокационными вопросами.
«На собственном опыте я почувствовал качество нашего горючего, — негодовал депутат-коммунист Анатолий Локоть. – Приобретя иномарку, через полгода у нее развалился двигатель. Как показал анализ, из-за того что ее заправляли низкооктановым топливом».
Он задал министру вопрос: как министерство контролирует качество бензина на АЗС?
Шматко переадресовал вопрос депутата своему заместителю Сергею Кудряшову. Замминистра отвечал в том духе, что на НПЗ качество бензина контролируется, а вот на разного рода мини-НПЗ и на базах смешивания действительно «может производиться контрафактное топливо» с помощью присадок.
Решить проблему качества горючего Минэнерго хочет двумя поправками в действующее законодательство: будет ужесточаться ответственность за качество топлива и «вводиться лицензирование нефтеперерабатывающих производств», пообещал Кудряшов.
Депутата Николая Коломийцева не устроила цена на бензин, и он спросил Шматко, не считает ли тот «порочной практику нахождения» НПЗ в частных руках, что приводит к тому, что «в Америке цена бензина 12–13 рублей, а у нас в два раза больше». На этот раз Шматко переадресовал вопрос депутата представителю Федеральной антимонопольной службы Елене Котелкиной. Та объяснила высокую стоимость бензина высокими же налогами и монопольным положением на рынке некоторых НПЗ.
Недоволен докладом министра остался и депутат от ЛДПР Кирилл Черкасов. Он не услышал ответа на вопрос, «сколько за последние 10 лет в стране было построено НПЗ и сколько планируется построить в ближайшие пять лет». «В последнее время крупных НПЗ действительно построено не было», — признался Шматко и уточнил, что к 2014 году в Татарии планируется запуск крупного НПЗ «Тонэко». Еще запланировано расширение действующего НПЗ в Туапсе. Еще, быть может, будет реализован мегапроект — завод в Приморском крае.
А вопрос депутата от «Справедливой России» Федота Тумусова поставил Шматко в тупик. Депутат спросил, как планируется поддерживать инвестиционные проекты именно по глубокой переработке нефти. Шматко начал с того, что «сегодня сформировалась такая алогичная ситуация, когда экспорт сырой нефти с точки зрения бюджета гораздо привлекательнее экспорта нефтепродуктов». Потом сказал, что все обстоит как раз наоборот: экспорт сырой нефти приносит казне меньше доходов, чем экспорт нефтепродуктов. И в итоге министр пообещал «категорически» перевернуть эту пирамиду.
Жестче всех выступил депутат Владимир Кашин: «Очень странно слышать от министра, что у нас все в порядке, что мы чуть ли не мировые лидеры в переработке и добыче. На самом деле мы стоим на грани потери сбыта нефтепродуктов на мировом рынке». По его мнению, причина неудовлетворительной ситуации с переработкой нефти лежит на поверхности – это «блудливый кадровый вопрос». «Роснедра возглавляет человек, имеющий образование ветврача (глава Федерального агентства по недропользованию Анатолий Ледовских — «Газета.Ru»). Я отлично отношусь к ветврачу, тем более, он в Гатчинском совхозе работал. Но при чем здесь Роснедра? — картинно недоумевал депутат. – Сегодня единственный институт, Московский геологоразведочный, который готовил классных горных инженеров, возглавляет опять из армии табуреткиных, поэтому весь коллектив прославленных ученых-геологов трещит по швам».