Компания Google объявила об усовершенствовании First Click Free (первый клик бесплатно) — программы, которая раньше позволяла читать платные статьи изданий в неограниченном количестве. Теперь с помощью этой программы на Google можно прочитать не более пяти статей в день, доступ к которым на сайтах СМИ и информагентств возможен только по подписке или после предварительной регистрации.
«Теперь мы запустили новую версию программы, с тем чтобы издатели могли ограничивать пользователей просмотром не более чем пяти страниц в день без предварительной регистрации или подписки», — написал в своем блоге менеджер Google Джош Коэн.
В последние 15 лет пользователи интернета имели возможность бесплатно находить в сети практически любую информацию, в том числе и распространяемую по подписке или хотя бы по предварительной регистрации. «Раньше каждый клик пользователя воспринимался как бесплатный», — пишет представитель Google Коэн. Единственным ограничением поисковой программы First Click Free, используемой Google, было то, что она не давала возможность переходить от одной закрытой статьи к другой. Впрочем, это не мешало читателю заходить с Google по ключевым словам на любое количество интересующих его статей.
Из заявления Google следует, что СМИ могут и сами ограничить доступ к своим платным материалам с помощью First Click Free.
«Теперь мы разработали новый вариант программы, который даст возможность издателям ограничивать пользователей просмотром не более пяти страниц в день без регистрации или подписки», — уточнил Коэн.
После того как посетитель сайта издания, снабженного приложением First Click Free, откроет пять статей, на шестой программа автоматически переадресует его на страницу с формой для регистрации, предлагающей заплатить за дальнейший просмотр.
Изменение работы First Click Free — реакция Google на претензии медиамагната Руперта Мердока, который обвинил компанию и другие поисковые системы в паразитировании на журналистском труде своих сотрудников, не сомневаются западные эксперты.
Мердок грозил Google тем, что добьется запрета на включение в поиск контента принадлежащих ему изданий.
«Создание высококачественных информационных материалов является нелегким и во многих случаях дорогостоящим занятием», — соглашается с Мердоком Google.
Некоторые российские интернет-провайдеры интерпретируют инициативу Google по-своему. «Это попытка сохранить хорошие отношения с поставщиками новостей», — говорит вице-президент Mail.Ru Анна Артамонова.
«Почему именно пять материалов, а не три или шесть? — возмущается директор по развитию группы компаний Hosting Community Алексей Степутенков. — Если Google хотел таким образом сохранить позиции именно поисковой системы, необходимо было ввести временные интервалы на выдачу материалов». Например, в данный момент информация стоит $5, в бесплатном доступе вы сможете ее посмотреть через 12 часов 35 минут, предлагает Степутенков.
«Вопрос состоит не в том, сработает ли схема First Click Free, а в том, готова ли аудитория платить за информацию и если готова, то за какую именно, и в каком формате она будет предоставлена», — резюмирует первый заместитель руководителя объединенной редакции новостей РИА «Новости» Наталья Лосева.
В целом на рынке СМИ сейчас идет соревнование двух бизнес-моделей, напоминает эксперт: одна предполагает продажу информации как таковой, вторая предусматривает извлечение прибыли за счет продажи рекламы. «Возможно, в разных странах приживутся разные схемы, — говорит Лосева. — В России, очевидно, пользователь скорее предпочтет рекламу, чем оплату контента». «Если за рубежом такой подход и сможет завоевать хоть какую-то популярность, то в России вряд ли, — соглашается Артамонова. — Отечественные интернет-пользователи традиционно не платят за контент и сервисы».