Крупнейший российский перевозчик «Аэрофлот» выступил с рационализаторским предложением. «Мы вышли с письмами в правительство, чтобы российские госслужащие летали только российскими авиакомпаниями», — сообщил гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев, выступая на III международном форуме «Транспорт России». «Я не имею в виду конкретно «Аэрофлот», а говорю обо всех российских авиакомпаниях», — уточнил менеджер. Савельев уверяет, что стоимость билетов на рейсы российских авиакомпаний несильно отличается от стоимости на рейсы иностранных.
«У нас такое, кажется, впервые с момента развала СССР, когда наши граждане могли летать только «Аэрофлотом», — вспоминает руководитель аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев. Впрочем, предложение «Аэрофлота» не выглядит абсолютным популизмом. «Это полностью соответствует общемировой практике. Госчиновники всех развитых стран, а не банановых республик, летают на самолетах национальных авиакомпаний», — говорит гендирекор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.
Речь идет о больших деньгах, которые тратятся из бюджета на оплату полетов чиновников. Зачастую дорогой бизнес-класс, в котором обычно они летают, приносит чуть ли не основной доход авиакомпании.
Вероятность воплощения идеи Савельева на законодательном уровне очень высока: предложение уже согласовано с нужными ведомствами. «Конечно, такое предложение согласуется с нами, — рассказывает «Газете.Ru» один из чиновников Минтранса на условиях анонимности. — Было бы смешно, если бы Савельев говорил это без нашего одобрения». Минтранс предложение «Аэрофлота» поддерживает. «Даже в Китае чиновники так летают. Понятно, что «Аэрофлот» заработает, но зато и бюджет выиграет, деньги останутся в России», — говорит чиновник.
Эксперты не сомневаются:
бюджетные деньги достанутся именно «Аэрофлоту», хотя и не монополисту на международных рейсах, но все же выполняющему львиную долю перевозок зарубеж. Считается, что у него наиболее качественный бизнес-класс, и если чиновников и будут пересаживать, то на самолеты этой компании.
Понимают это и в авиакомпании «Трансаэро», которая по объему перевозок занимает в России второе место. Но, тем не менее, поддерживают это предложение. Практически с такой же идеей на июльской расширенной коллегии Минтранса выступила гендиректор «Трансаэро» Ольга Плешакова, говорит пресс-секретарь авиакомпании Сергей Быхал.
Для любой авиакомпании перевозка чиновников — «не только материальная поддержка, но и моральная», говорят эксперты. «Это определенная оценка уровня перевозчика, — объясняет Олег Пантелеев. — Кроме того,
авиакомпании заинтересованы в постоянных клиентах, а госчиновники — это вполне стабильная аудитория».
«Желание «Аэрофлота» закрепить за собой целевую аудиторию понятно, но вот механизм закрепления совсем не рыночный», — возражает директор ЦМЭИ компании BDO Елена Матросова. Даже если не брать во внимание, что «Аэрофлот» не везде присутствует, то остаются вопросы цены и качества. «Достаточно вспомнить инициативу Бориса Немцова о пересадке чиновников на «Волги» — подвело качество и комфорт, точнее, их отсутствие», — говорит Матросова.
Правда, Савельев не предлагает летать только на российских самолетах. «Летать-то чиновники все равно будут на «Боингах» и «Аэробусах»», — говорит источник «Газеты.Ru» в авиационных кругах. Но, чтобы получить серьезную долю в сегменте перевозок в интересах различных ведомств, надо предлагать этим ведомствам хорошо структурированные и выгодные корпоративные программы, признает он: «Тогда можно будет никого специально не призывать «летать самолетами «Аэрофлота».