«Всего за 9 месяцев этого года число россиян, выехавших с частными, туристическими и деловыми целями за границу, составило более 11 млн человек, что примерно на 18% ниже, чем за аналогичный период прошлого года», — сообщила Ассоциация туроператоров России (АТОР) со ссылкой на полученные ими предварительные данные Росстата (официальные данные будут обнародованы после 25 ноября).
Уменьшение количества туристов идет по всем сегментам рынка, причем больше всего пострадал деловой туризм. Почти на 40% сократилось количество деловых выездов россиян за границу.
Снижение турпотока из России страны ощутили по-разному. Так, например, поездки в Италию и Финляндию упали на 17%, Грецию и Испанию — на 20%, Турцию и Венгрию — на 13%. Менее сильно пострадало традиционное для россиян кипрское направление (–10%), шведское (--7%) и чешское (--8%). Почти не сократилось количество туристов в Болгарию (--1%).
Лидером же падения стал Китай. Аналитики утверждают, что в прошлом году турпоток в эту страну был искусственно «подогрет» Олимпийскими играми. А в этом году количество желающих увидеть Поднебесную сократилось более чем в два раза (--53%). На втором месте в рейтинге падения Канада (--42%). Не рвутся россияне и в Румынию (–38%), Таиланд (--35%) и Хорватию (--37%).
Среди основных причин спада на туристическом рынке вице-президент по аналитическим и маркетинговым исследованиям АТОР Эдуард Кузнецов называет, в частности, девальвацию рубля, сокращение зарплат, рост безработицы, эпидемию гриппа А/H1N1, муссирование СМИ темы потенциальной угрозы кризиса и аэрофобию.
Однако независимые эксперты видят и иные причины отказа от поездок россиян за рубеж. По мнению аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, снижение количества деловых выездов объясняется общим снижением деловой активности российских бизнесменов, отказом от поездок на международные конференции и форумы в целях экономии средств компаний.
Но основная причина — это задранные ценники на туры. «Снижения цен, которое на фоне столь значительного падения спроса, на первый взгляд, было бы логичным, в целом по рынку не происходит», — заявляет Клягин. Конечно, иногда появляются привлекательные для потребителя предложения, так как туркомпании все-таки вынуждены поддерживать какой-то трафик, но на общую картину это мало влияет. «Пока можно говорить лишь о некотором замедлении темпов роста стоимости как внутреннего, так и выездного туризма», — отмечает эксперт.
С ним согласен директор департамента корпоративных финансов аудиторской фирмы «Грант Торнтон» Иван Сапронов. Он приводит показательный пример:
«Россияне традиционно привыкли отдыхать в Турции. В этом году цена на это направление все время росла, в результате стоимость поездки не «экономкласс», а «люкс» на одну семью сроком на 1 неделю превратилась в заоблачную. Для сравнения, если заказывать аналогичный тур не в России, а в Голландии, конечная цена с сохранением всех параметров — категории гостиницы, набора услуг и так далее, то ровно в три раза будет дешевле».
Чем руководствуются российские туркомпании – неясно, ведь тур от фирмы должен стоить дешевле, чем его самостоятельная организация — заказ гостиницы, билета и прочее, недоумевает Сапронов. Иначе в чем состоит преимущество покупки услуги у оператора или агента? «К сожалению, российские граждане часто просто не знают, что услуги таких компаний обойдутся им значительно дороже, чем подготовка к поездке собственными силами, и именно на это и рассчитан российский турбизнес», — говорит эксперт.
Участники рынка не разделяют точку зрения о том, что стоимость туруслуг завышена. Один из турагентов по имени Евгений признался «Газете.Ru», что и оператор, и агент имеют маржу с каждого тура по 7–9%. То есть для потребителя переплата достигает почти 20%. Но, с другой стороны, по его словам, купить дешевле место в отеле и в самолете потребитель все равно не сможет, так как оператор получает скидку за опт.
«Тур в Египет как стоил год назад $1000 баксов, так он и стоит сейчас. Но доллар в России, как известно, здорово вырос с начала кризиса. Так что у кого нет $1000, тот отдыхает в Простоквашино»,
— иронизирует турагент.
Впрочем, часть туристических направлений, сообщает АТОР, испытывает даже рост. Так, больше россиян стали ездить в Египет. Рынок вырос на 4%. Больше туристов уехало в этом году в Великобританию (+6%), Голландию и Корею (+19%). Лидерами роста стали Швейцария (+27%), США (+32%) и, как и предсказывали аналитики, Израиль. Турпоток в Землю обетованную вырос на 63%.
По словам исполнительного директора АТОР Майи Ломидзе, причины роста туристического потока в каждую из перечисленных стран разные. «Более либеральная визовая политика США и вступление в Шенген Швейцарии позволили этим государствам привлечь внимание туристов. Израиль вовсе отменил визы, что отразилось на туристическом потоке. Активная рекламная кампания Кореи также привела к успешным для кризисного года показателям. Египет привлекал весьма конкурентоспособными ценами», – отметила Ломидзе.
«По итогам 2009 года рынок ждет падение в 20%. Но это не обвал, это прекрасный результат! Ведь путешествия – это не хлеб и не одежда, обвал – это когда минус 50%»,
— утверждает Ломидзе.
Снижения цен на новогодние туры, как это практиковалось в зимний сезон 2008–2009 годов, по утверждениям Ломидзе, не будет. Тем более что с начала кризиса путевки уже подешевели в валюте на 15–20%. Снижение цен возможно только по спецпредложениям, по горящим турам.